Юбилейные даты железнодорожные - 2016 год



1806 год - на Алтае (Змеиногорский рудник) горным инженером П.К. Фроловым начато
строительство первой в России промышленной железной дороги.
1846 год - первое применение вагонов - путеизмерителей в Западной Европе.
1851 год - открыта первая международная линия в Северной Америке между Квебеком и Нью-Йорком; 06.08 завершено строительство линии Санкт-Петербург Москва (2- путной).
1856 год - в Африке открыта первая железная дорога между Кипром и Александрией.
1861 год - введена в эксплуатацию первая линия, соединяющая Россию с Германией.
1881 год - закончено строительство Сен-Готардского тоннеля длиной 12 км; с 01.01 началось грузовое движение, с 01.06 пассажирское. В Англии внедрено электрическое освещение; в Перми открыто техническое ж.д. училище.
1886 год- впервые в пассажирских вагонах внедрено паровое отопление.

1891 год (31.05)- начато строительство Великого Сибирского пути (Транссиба) от Челябинска до Владивостока; в этой церемонии участвовал наследник престола, с 1896 года император Николай II.
1896 год - введен первый участок Транссиба от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирска) -1418 км.
1901 год - в СПб открыто техническое ж.д. училище.
1906 год - в России впервые выпущен 2-этажный пассажирский вагон; завершено строительство Транссиба по российской территории - 7420 км; число занятых доходило до 100 000, ежегодно прокладывалось 500-600 км, построено 1464 моста,'9 тоннелей, ушло 12 млн шпал, 1 млн тонн рельсов, стоимость -1 млрд 455 млн руб.; до Владивостока через Харбин проходил за 10,5 суток, с 1910 за 9,5, а с 1913 - за 8,5; достроена Мурманская ж д.
1921 год (декабрь) - участок Москва - Рязань оборудован опытной диспетчерской связью; начало применения селекторной связи на жд. транспорте; вышел приказ НКПС «Об организации библиотечного дела на путях сообщения».
1926 год - построен тепловоз Щ-ЭЛ-1 с электрической передачей по проекту Я.М. Геккеля.
1931 год - введен в эксплуатацию Турксиб; создан «Метрострой».
1936 год (28.06) - ЦИК СССР установил профессиональный праздник - Всесоюзный день железнодорожника (с 1896 по 1917 был такой день, отмечался в день рождения императора (25.06. (06.07)) Николая I - основателя ж.д. дела в империи, 1796 год; 29-30.07 в Москве прошел Всесоюзный съезд железнодорожников, в том числе был установлен целый ряд особых положений (жилой фонд, свои школы, детсады, больницы, пансионаты, бесплатный проезд, топливные талоны, поощрения), большинство из которых «похоронены» постсоветской властью.
1941 год - начато масштабное объединение бронепоездов в отдельные дивизионы (ОДБП), их было 40, в числе этих спецпоездов бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник»; по распоряжению НК ПС сформировано 288 военно-санитарных поездов.
1946 год - Народный комиссариат путей сообщения преобразован в Министерство; первым министром стал Иван Владимирович Ковалев, при нем 10 ж.д. округов и 54 ж.д.; созданы отделения ж.д.., в том числе Красноуфимское при Казанской железной дороге.
1951 год - открыт Всесоюзный (заочный) институт жд. транспорта.
1956 год - в Свердловске открыт Уральский институт инженеров ж.д. транспорта (с 1999 Академия); 03.02. постановление СМ СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог, прошел XIV съезд профсоюзов ж.д. транспорта; последний год выпуска паровозов.
1971 год - начато регулярное движение контейнеровозного поезда Ленинград Москва.
1991 год - образована академия транспорта РФ; 13.07 вышло постановление «О создании высокоскоростной пассажирской железной дороги «СПб - Москва».
1996 год (17-18.05) - прошел 1-й Всероссийский съезд железнодорожников впервые в постсоветский период.
2006 год - в Китае открыто движение по самой высокой в мире Цинхай-Тибетской ж.д. магистрали (эту идею еще в I960 г. подавал Мао Цзэдун); протяженность 1956 км, из них по высокогорной части 956 км, самая высокая точка от 4905 до 5200, поэтому в наличии кислородные маски и кислородное обогащение салонов, система тоннелей, самая протяженная - 303 метра.
2016 год (июль) - в Швейцарии открыт самый длинный тоннель 57 км.
По Казанбургской магистрали:
1871 год (13.05) - комитет железных дорог решил, что «совершенно необходимой и самонужнейшей» является строительство линии Пермь - Нижний Тагил - Екатеринбург (проект «Север» В.К. Рашета, реализован в 1876-78 гг., получил название - Уральская горнозаводская железная дорога), а строительство транзитной магистрали Волга - Урал признано преждевременным из-за недостатка финансовых средств.
1891 год - образовано АО Московско-Казанской железной дороги, до этого Московско-Рязанской, членом правления избран Н.К. фон Мекк (1863 г.р.), который до 1918 года был бессменным его председателем и при котором строилась Казанбургская линия.
1911 год (март) - АО МКЖД после формального конкурса получило разрешение на одновременное строительство двух магистральных линий: Нижний Новгород - Котельнич и Казань - Екатеринбург (816 верст) с веткой на Ижевский и Боткинский заводы и с перспективой ветки в Пермь - Красноуфимск - Уфа - Оренбург.
1916 год - на вновь строящейся Казанбургской дороге на ст. Красноуфимск построены деревянное паровозное депо, водокачка, жилые дома; всего построено 4 депо - на ст. Казань (каменное), Агрыз, Красноуфимск, Хрустальная.
1936 год (май) - постановлением СНК и ЦК ВКП(б) за №858 от 13.05.1936 г. и приказом НКПС за №62 Ц из состава железной дороги имени J1.M. Кагановича (так в начале 1936 года стала называться Пермская железная дорога) в состав вновь созданной Казанской ж.д. был передан участок Дружинине - Янаул, в том числе и ст. Красноуфимск.
1946 год - большая группа железнодорожников Красноуфимского отделения Казанской железной дороги награждена за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны (см. в городском архиве).
1961 год - постановлением СН СССР за №406 от 06.05 1961 года и приказом МПС за №95 Ц от 09.05.1961 года в результате объединения четырех дорог была образована Горьковская железная дорога.
1981 год (16.02) - открытие электровозного движения на участке Дружинине - Красноуфимск.
Родились: Алексей Павлович Бобринский (1826 - 1894 гг.) - 3-й министр путей сообщения в 1871 -74 гг.; Александр Иванович Емшанов (1891 -1937 гг.)-7-й нарком путей сообщения РСФСР в 1920 - 21 г.г.; Иван Владимирович Ковалев (1901 -1993 гг.) - нарком и 1-й министр путей сообщения, с 1946, после реорганизации НКПС, в 1944 - 48 гг.; Яков Алексеевич Базиев, первый начальник Казанской железной дороги в 1936-37 гг.; Михаил Алексеевич Сорокин (1901 г.р.) четвертый начальник Казанской ж.д. в 1942 - 44 гг.; Ростислав Александрович Тышков, десятый и последний начальник КЖД в 1956-1961 гг.; Борис Ильич Зикеев (1916 г.р.), третий начальник Горьковской ж.д. в 1962 - 74 гг.; Омари Хасанович Шарадзе (1941 г.р.) - седьмой начальник ГЖД в 1991 - 99 гг.; Шевкет Нургалиевич Шайдуллин (1961 г.р.), девятый начальник ГЖД в 2002-2004 гг.
Скончались: Александр Федорович Гиренов (1862 -1926 гг.) - 13-й министр ПС в 1915-1916 гг.; Александр Васильевич Ливеровский (1867-1951 гг) - четвертый министр Временного Правительства в 1917 г.; Петр Алексеевич Кобзев (1878-1941 гг., репрессирован) - третий нарком ПС в 1918 г.; Леонид Борисович Красин (1870 -1926 гп) - пятый нарком в 1919-20 гг.; Андрей Андреевич Андреев (1895-1971 гг.)- 11-й нарком; Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1991 гг.) - трижды нарком в 1935-37, 1938-42, 1943-44 гг. Герой Соцтруда.

Валерий Ганькин

 //Городок. - 2016. - 29 июля (№ 31). - С.20-21

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск