1806 год - на Алтае
(Змеиногорский рудник) горным инженером П.К. Фроловым начато
строительство
первой в России промышленной железной дороги.
1846 год - первое применение
вагонов - путеизмерителей в Западной Европе.
1851 год - открыта первая международная
линия в Северной Америке между Квебеком и Нью-Йорком; 06.08 завершено
строительство линии Санкт-Петербург Москва (2- путной).
1856 год - в Африке открыта
первая железная дорога между Кипром и Александрией.
1861 год - введена в эксплуатацию
первая линия, соединяющая Россию с Германией.
1881 год - закончено
строительство Сен-Готардского тоннеля длиной 12 км; с 01.01 началось грузовое
движение, с 01.06 пассажирское. В Англии внедрено электрическое освещение; в
Перми открыто техническое ж.д. училище.
1886 год- впервые в пассажирских
вагонах внедрено паровое отопление.
1891 год (31.05)- начато
строительство Великого Сибирского пути (Транссиба) от Челябинска до
Владивостока; в этой церемонии участвовал наследник престола, с 1896 года
император Николай II.
1896 год - введен первый участок
Транссиба от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирска) -1418 км.
1901 год - в СПб открыто
техническое ж.д. училище.
1906 год - в России впервые
выпущен 2-этажный пассажирский вагон; завершено строительство Транссиба по
российской территории - 7420 км; число занятых доходило до 100 000, ежегодно
прокладывалось 500-600 км, построено 1464 моста,'9 тоннелей, ушло 12 млн шпал,
1 млн тонн рельсов, стоимость -1 млрд 455 млн руб.; до Владивостока через
Харбин проходил за 10,5 суток, с 1910 за 9,5, а с 1913 - за 8,5; достроена
Мурманская ж д.
1921 год (декабрь) - участок
Москва - Рязань оборудован опытной диспетчерской связью; начало применения
селекторной связи на жд. транспорте; вышел приказ НКПС «Об организации
библиотечного дела на путях сообщения».
1926 год - построен тепловоз
Щ-ЭЛ-1 с электрической передачей по проекту Я.М. Геккеля.
1931 год - введен в эксплуатацию
Турксиб; создан «Метрострой».
1936 год (28.06) - ЦИК СССР
установил профессиональный праздник - Всесоюзный день железнодорожника (с 1896
по 1917 был такой день, отмечался в день рождения императора (25.06. (06.07))
Николая I - основателя ж.д. дела в империи, 1796 год; 29-30.07 в Москве прошел
Всесоюзный съезд железнодорожников, в том числе был установлен целый ряд особых
положений (жилой фонд, свои школы, детсады, больницы, пансионаты, бесплатный
проезд, топливные талоны, поощрения), большинство из которых «похоронены»
постсоветской властью.
1941 год - начато масштабное
объединение бронепоездов в отдельные дивизионы (ОДБП), их было 40, в числе этих
спецпоездов бронепоезд «Красноуфимский железнодорожник»; по распоряжению НК ПС
сформировано 288 военно-санитарных поездов.
1946 год - Народный комиссариат
путей сообщения преобразован в Министерство; первым министром стал Иван
Владимирович Ковалев, при нем 10 ж.д. округов и 54 ж.д.; созданы отделения ж.д..,
в том числе Красноуфимское при Казанской железной дороге.
1951 год - открыт Всесоюзный
(заочный) институт жд. транспорта.
1956 год - в Свердловске открыт
Уральский институт инженеров ж.д. транспорта (с 1999 Академия); 03.02.
постановление СМ СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог,
прошел XIV съезд профсоюзов ж.д. транспорта; последний год выпуска паровозов.
1971 год - начато регулярное
движение контейнеровозного поезда Ленинград Москва.
1991 год - образована академия
транспорта РФ; 13.07 вышло постановление «О создании высокоскоростной
пассажирской железной дороги «СПб - Москва».
1996 год (17-18.05) - прошел 1-й
Всероссийский съезд железнодорожников впервые в постсоветский период.
2006 год - в Китае открыто
движение по самой высокой в мире Цинхай-Тибетской ж.д. магистрали (эту идею еще
в I960 г. подавал Мао Цзэдун); протяженность 1956 км, из них по высокогорной
части 956 км, самая высокая точка от 4905 до 5200, поэтому в наличии
кислородные маски и кислородное обогащение салонов, система тоннелей, самая
протяженная - 303 метра.
2016 год (июль) - в Швейцарии
открыт самый длинный тоннель 57 км.
По Казанбургской магистрали:
1871 год (13.05) - комитет железных
дорог решил, что «совершенно необходимой и самонужнейшей» является
строительство линии Пермь - Нижний Тагил - Екатеринбург (проект «Север» В.К.
Рашета, реализован в 1876-78 гг., получил название - Уральская горнозаводская
железная дорога), а строительство транзитной магистрали Волга - Урал признано
преждевременным из-за недостатка финансовых средств.
1891 год - образовано АО
Московско-Казанской железной дороги, до этого Московско-Рязанской, членом
правления избран Н.К. фон Мекк (1863 г.р.), который до 1918 года был бессменным
его председателем и при котором строилась Казанбургская линия.
1911 год (март) - АО МКЖД после
формального конкурса получило разрешение на одновременное строительство двух
магистральных линий: Нижний Новгород - Котельнич и Казань - Екатеринбург (816
верст) с веткой на Ижевский и Боткинский заводы и с перспективой ветки в Пермь
- Красноуфимск - Уфа - Оренбург.
1916 год - на вновь строящейся
Казанбургской дороге на ст. Красноуфимск построены деревянное паровозное депо,
водокачка, жилые дома; всего построено 4 депо - на ст. Казань (каменное),
Агрыз, Красноуфимск, Хрустальная.
1936 год (май) - постановлением
СНК и ЦК ВКП(б) за №858 от 13.05.1936 г. и приказом НКПС за №62 Ц из состава
железной дороги имени J1.M. Кагановича (так в начале 1936 года стала
называться Пермская железная дорога) в состав вновь созданной Казанской ж.д.
был передан участок Дружинине - Янаул, в том числе и ст. Красноуфимск.
1946 год - большая группа
железнодорожников Красноуфимского отделения Казанской железной дороги награждена за самоотверженный труд в
годы Великой Отечественной войны (см. в городском архиве).
1961 год - постановлением СН СССР
за №406 от 06.05 1961 года и приказом МПС за №95 Ц от 09.05.1961 года в
результате объединения четырех дорог была образована Горьковская железная
дорога.
1981 год (16.02) - открытие
электровозного движения на участке Дружинине - Красноуфимск.
Родились: Алексей Павлович Бобринский (1826 - 1894 гг.) - 3-й
министр путей сообщения в 1871 -74 гг.; Александр Иванович Емшанов (1891 -1937
гг.)-7-й нарком путей сообщения РСФСР в 1920 - 21 г.г.; Иван Владимирович
Ковалев (1901 -1993 гг.) - нарком и 1-й министр путей сообщения, с 1946, после
реорганизации НКПС, в 1944 - 48 гг.; Яков Алексеевич Базиев, первый начальник
Казанской железной дороги в 1936-37 гг.; Михаил Алексеевич Сорокин (1901 г.р.)
четвертый начальник Казанской ж.д. в 1942 - 44 гг.; Ростислав Александрович
Тышков, десятый и последний начальник КЖД в 1956-1961 гг.; Борис Ильич Зикеев
(1916 г.р.), третий начальник Горьковской ж.д. в 1962 - 74 гг.; Омари Хасанович
Шарадзе (1941 г.р.) - седьмой начальник ГЖД в 1991 - 99 гг.; Шевкет Нургалиевич
Шайдуллин (1961 г.р.), девятый начальник ГЖД в 2002-2004 гг.
Скончались: Александр Федорович Гиренов (1862 -1926 гг.) - 13-й министр
ПС в 1915-1916 гг.; Александр Васильевич Ливеровский (1867-1951 гг) - четвертый
министр Временного Правительства в 1917 г.; Петр Алексеевич Кобзев (1878-1941
гг., репрессирован) - третий нарком ПС в 1918 г.; Леонид Борисович Красин (1870
-1926 гп) - пятый нарком в 1919-20 гг.; Андрей Андреевич Андреев (1895-1971
гг.)- 11-й нарком; Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1991 гг.) - трижды нарком в
1935-37, 1938-42, 1943-44 гг. Герой Соцтруда.
Валерий Ганькин
//Городок. - 2016. - 29 июля (№ 31). - С.20-21
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!