Развитие железнодорожных путей сообщения в России



1809 год (20.11 - 2.12 по н.с.) - император Александр I подписал манифест об учреждении Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, выпускники выходили со званием поручика.
1834 год (29.06 -11-12.07) - в Нижнетагильском заводе ЕА. и М.Е. Черепановыми построена первая в России рельсовая промышленная дорога между Выйским заводом и месторождением медных руд, ими же построен первый русский паровоз для этой дороги, однако факты говорят о том, что их кругозор был ограничен знанием технологии демидовских заводов, до "изобретения" они были в заграничной командировке по указанию владельца. В 1825 году Ефим Черепанов был командирован в Швецию для "просмотрения машин", а в 1833 году Мирон поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращению в 1833-1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году- второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную (Ефим получил ее несколько раньше, также за строительство паровых машин). Несмотря на успешное выполнение проекта и их локомотивы, изобретение Черепановых не нашло поддержки за пределами завода, и впоследствии их паровые локомотивы были заменены конной тягой. Heследует считать, что построенные Черепановыми паровые машины не нашли применения из-за косности администрации заводов. Дело было совершенно в другом. Вырубка лесов для заводских нужд перешла все границы, и доставка древесины обходилась достаточно дорого. Использовать паровые машины, работающие на древесине, в таких условиях было затруднительно, а источников угля рядом не было. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам - двигателям заводов. Кроме того, обслуживание паровозов (как в Англии) обходилось дороже содержания лошадей, и паровозы были рентабельны только при использовании их полной мощности - для крупных составов. Но на заводе не было потребности в транспортировке больших объемов грузов.
1849 год - начато строительство Нижегородской железной дороги (Москва - Нижний Новгород), это была вторая магистраль после Николаевской (Санкт-Петербург - Москва).

1851 год (15.02) - начато строительство ж.д. линии СПб -Варшава протяженностью 2546 верст (2699 км).
1854 год - между двумя столицами начала действовать первая в России воздушная линия связи, на Мариупольском металлургическом заводе Мальцова изготовлены первые отечественные рельсы, введен первый график движения поездов между СПб и Москвой.
1859 год - построены два паровоза серии "А" по спецзаказу - для императорских поездов.
1864 год - СПб институт корпуса путей сообщения преобразован в открытое гражданское ж.д. училище, к 1917 году было выпущено 6115 инженеров путей сообщения, а в МПС тогда входили департаменты - железнодорожный, водный и сухопутный.
1869 год - утверждено решение об открытии технических ж.д. училищ за счет средств городов, общественных организаций и частных лиц.
1874 год - проведена ж.д. рельсов, Александр II подписал указ о строительстве Горнозаводской ж.д. дороги (Пермь - Н.-Тагил - Екатеринбург) на паровозах появились электрические прожектора системы П.Н. Яблокова. При Николаевской ж.д. построена первая механическая централизация стрелок и сигналов систем Кроселя. Прошел 1-й съезд железнодорожников, было принято решение о введении прямого пассажирского и товарного сообщения на всей территории Российской империи, тогда ж.д. путей было более 7000 верст.
1879 год (24.08) - вышло распоряжение МПС о ж.д. училищах, обучение 4-годичное: 1-й год - подготовительный курс, 3 года - учебные по специальности, принимались с 2-классным образованием после окончания сельских, уездных, городских и церковно-приходских школ, экзамены по русскому языку и математике, дети железнодорожников, не имеющие таких свидетельств, без экзаменов принимались на подготовительные курсы, к 1886 году таких училищ было 28, из них 25 - государственных и 3 частных - Дельвиговское, Московско-Рязанское и Варшавско-Венское. В Москве прошел 1-й съезд инженеров службы тяги и пути.
1888 год (17.10) - крушение царского поезда у ст. Борки в 50 верстах от Харькова, причина - игнорирование предупреждения начальника Юго-Западной дороги СЮ. Витте о тяжеловесности состава о двух паровозах; пострадали император Александр III и его семья, в свитском вагоне - погибшие и раненые; снят с поста сопровождающий министр ПС К.Н. Посьет, был этот адмирал во главе МПС с 10.07.1874 г. по 7.11.1888 г.
1894 год - начато строительство линии Екатеринбург - Челябинск, рабочее движение открыто 1.12.1895-го. Сдана окончательно-10.11.1896-го, стоимость - 6,2 млн р., или 27,4 тыс. за версту - 1066,8 м.
Валерий Ганькии

//Городок. – 2015. – 24 июля (№30). – С. 18-19

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск