1809 год
(20.11 - 2.12 по н.с.) - император Александр I подписал манифест об учреждении
Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, выпускники
выходили со званием поручика.
1834 год
(29.06-11/12.07) - в Нижнетагильском заводе Е.А. и М.Е. Черепановыми построена
первая в России рельсовая промышленная дорога между Выйским заводом и
месторождением медных руд, ими же построен первый русский паровоз для этой
дороги. Однако факты говорят о том, что их кругозор был ограничен знанием
технологии демидовских заводов, до "изобретения" они были в
заграничной командировке по указанию владельца. В 1825 году Ефим Черепанов был
командирован в Швецию для "просмотрения машин", а в 1833 году Мирон
поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в
1833-1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году - второй,
более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих
фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил
вольную (Ефим получил ее несколько раньше, также за строительство паровых
машин). Несмотря на успешное выполнение проекта и их локомотивы, изобретение
Черепановых не нашло поддержки за пределами завода и впоследствии их паровые
локомотивы были заменены конной тягой. Не следует считать, что построенные
Черепановыми паровые машины не нашли применения из-за косности администрации
заводов. Дело было совершенно в другом. Вырубка лесов для заводских нужд
перешла все границы, и доставка древесины обходилась достаточно дорого.
Использовать паровые машины, работающие на древесине, в таких условиях было
затруднительно, а источников угля рядом не было. Нужно было время, чтобы
одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к
ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным
паровым машинам - двигателям заводов. Кроме того, обслуживание паровозов (как в
Англии) обходилось дороже содержания лошадей, и паровозы были рентабельны
только при использовании их полной мощности - для крупных составов. Но на
заводе не было потребности в транспортировке больших объемов грузов.
1849 год - начато строительство Нижегородской железной дороги
(Москва - Нижний Новгород), это была вторая магистраль после Николаевской
(Санкт-Петербург - Москва).