1809 год
(20.11 - 2.12 по н.с.) - император Александр I подписал манифест об учреждении
Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, выпускники
выходили со званием поручика.
1834 год
(29.06-11/12.07) - в Нижнетагильском заводе Е.А. и М.Е. Черепановыми построена
первая в России рельсовая промышленная дорога между Выйским заводом и
месторождением медных руд, ими же построен первый русский паровоз для этой
дороги. Однако факты говорят о том, что их кругозор был ограничен знанием
технологии демидовских заводов, до "изобретения" они были в
заграничной командировке по указанию владельца. В 1825 году Ефим Черепанов был
командирован в Швецию для "просмотрения машин", а в 1833 году Мирон
поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в
1833-1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году - второй,
более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих
фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил
вольную (Ефим получил ее несколько раньше, также за строительство паровых
машин). Несмотря на успешное выполнение проекта и их локомотивы, изобретение
Черепановых не нашло поддержки за пределами завода и впоследствии их паровые
локомотивы были заменены конной тягой. Не следует считать, что построенные
Черепановыми паровые машины не нашли применения из-за косности администрации
заводов. Дело было совершенно в другом. Вырубка лесов для заводских нужд
перешла все границы, и доставка древесины обходилась достаточно дорого.
Использовать паровые машины, работающие на древесине, в таких условиях было
затруднительно, а источников угля рядом не было. Нужно было время, чтобы
одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к
ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным
паровым машинам - двигателям заводов. Кроме того, обслуживание паровозов (как в
Англии) обходилось дороже содержания лошадей, и паровозы были рентабельны
только при использовании их полной мощности - для крупных составов. Но на
заводе не было потребности в транспортировке больших объемов грузов.
1849 год - начато строительство Нижегородской железной дороги
(Москва - Нижний Новгород), это была вторая магистраль после Николаевской
(Санкт-Петербург - Москва).
1851 год
(15.02) - начато строительство ж.д. линии СПб -Варшава протяженностью 2546
верст (2699 км).
1854 год - между двумя столицами начала действовать первая в России
воздушная линия связи; на Мариупольском металлургическом заводе Мальцева
изготовлены первые отечественные рельсы; введен первый график движения поездов
между СПб и Москвой.
1859 год - построены два паровоза серии "А" по спецзаказу
- для императорских поездов.
1864 год - СПб институт корпуса путей сообщения преобразован в
Открытое гражданское ж.д. училище; к 1917 году было выпущено 6115 инженеров
путей сообщения, а в МПС тогда входили департаменты - железнодорожный, водный и
сухопутный.
1869 год - утверждено решение об открытии технических ж.д. училищ
за счет средств городов, общественных организаций и частных лиц.
1874 год - проведена типизация ж.д. рельсов; Александр II подписал указ о строительстве
Горнозаводской ж.д. (Пермь - Нижий Тагил - Екатеринбург); на паровозах
появились электрические прожектора системы П.Н. Яблокова. При
Николаевской
ж.д. построена первая механическая централизация стрелок и сигналов систем
Кроселя. Прошел 1 съезд железнодорожников, было принято решение о введении
прямого пассажирского и товарного сообщения на всей территории Российской
империи, тогда ж.д. путей было более 7000 верст.
1879 год (24.08) - вышло распоряжение МПС о ж.д. училищах, обучение
4-годичное : 1-й год - подготовительный курс, 3 года - учебные по
специальности, принимались с 2-классным образованием после окончания сельских,
уездных, городских и церковно-приходских школ; экзамены по русскому языку и
математике; дети железнодорожников, не имеющие таких свидетельств, без
экзаменов принимались на подготовительные курсы. К 1886 году таких училищ было
28, из них 25 - государственных и 3 частных - Дельвиговское,
Московско-Рязанское и Варшавско-Венское. В Москве прошел 1-й съезд инженеров
службы тяги и пути.
1888 год (17.10)- крушение царского поезда у ст. Борки в 50 верстах
от Харькова, причина - игнорирование предупреждения начальника Юго-Западной
дороги СЮ. Витте о тяжеловесности состава о двух паровозах; пострадали
император Александр III и его семья, в свитском вагоне - погибшие и раненые; снят с поста
сопровождающий министр ПС К.Н. Посьет, был этот адмирал во главе МПС с
10.07.1874 г. по 7.11.1888 г.
1894 год -
начато строительство линии Екатеринбург -Челябинск; рабочее движение открыто
1.12.1895-го, сдано окончательно -10.11.1896-го, стоимость - 6,2 млн руб., или
27,4 тыс. за версту - 1066,8 м.
1899 год -
закончен участок Транссиба от Новониколаевс-ка (Новосибирска) до Иркутска
протяженностью 1618 верст; на Брянском заводе построены первые отечественные
паровозы конструкции инженера Е.Е. Нольтейна типа 0-3-0. Сдана ж.д. линия от
Перми до Котласа через Вятку.
1904 год -
появились первые радиостанции на пароме "Байкал", перевозившем ж.д.
составы по Байкалу, связь была двусторонней - с обеих берегов озера; принято
решение о строительстве 2-го главного пути на Сибирской ж.д.
1909 год -
инженером Н.Е. Долговым предложен новый тип шпал, введено освещение
пассажирских вагонов от аккумуляторных батарей, построены первые системы
централизации стрелок и сигналов, управляемых с поста централизации на станции.
1914 год
(12.02) - на ст. Кимкан произведена торжественная стыковка западного и
восточного направления Амурской ж.д. (Владивосток - Хабаровск), конец мая -
начало июня: начало строительства линии Казань - Екатеринбург на всех 8-ми
участках с веткой Агрыз - Ижевский и Боткинской заводы АО Московско-Казанской
ж.д.
1914 год (1
(14).О9) - в Крыму, в Ялте, умер 85-летний Евгений Васильевич Богданович, автор
проекта Урало-Сибирской дороги (1868
г.), генерал от инфантерии, почетный гражданин семи
городов; город Богданович назван в честь его заслуг в железнодорожном деле.
1919 год
(18.02)14.03) - на ст. Красноуфимск со стороны ст. Дружинине прибыл при Колчаке
первый пассажирский поезд. Вышло постановление ВЦИК "Об организации ж.д.
милиции и ж.д. охраны"; февраль - создан единый профсоюз работников ж.д.;
12.04. - проведен первый в стране субботник в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской
ж.д. Были такие заявления: "Прошу освободить меня от посещения субботников
(они были 3-дневные) до талого времени или до приобретения мною исправной
обуви... и так уже больные ноги. Я совершенно не имею не только сапог, но и
ботинок". Организован первый рабфак; по фронтам гражданской войны
курсируют агитпоезда политотделов НКПС.
1924 год -
построены первые отечественные тепловозы по проекту Я.М. Геккеля и Ю.В.
Ломоносова.
1929 год - в СССР началось внедрение электрической сигнализации стрелок,
основаны Курский и Уральский техникумы ж.д. транспорта. 29.08. - открыто
пробное движение электропоездов, 1.10. - электрифицирован участок пригородного
движения Москва - Мытищи (17,3
км) на постоянном токе напряжением 1650 вольт, созданы
НИИ пути и строительства, СЦБ и связи, электрификации и тяги.
1929 год
(22.05) - по постановлению коллегии ОГПУ расстрелян 66-летний Николай Карпович
фон Мекк, огульно обвиненный во вредительской деятельности в Наркомате путей
сообщения, бывший председатель АО Московско-Казанской железной дороги,
реабилитирован в 1991 году.
1934 год
(17.05) - ЦИК СССР учредил звание "Почетный железнодорожник";
началось внедрение новой автосцепки СА-3, за годы 2-й пятилетки выпущено около
2500 новых вагонов, Коломенским заводом начат серийный выпуск тепловозов Э-ЭМ.
Постановлением ЦК ВКП (б) от 21.09 организованы узловые политотделы, в том
числе 28 дорожных, 345 тысяч - тираж газет, 140 районных политотделов, атакже
при заводах, депо, дистанции пути; на Московской-Курской ж.д. создана первая
путевая машинная станция (ПМС) для обслуживания ж.д. путей
1939 год -
основан Хабаровский институт инженеров ж.д. транспорта.
1944 год -
(26.05) - постановлением в составе НКПС образовано управление электрификации
железных дорог, основаны Челябинский и Печорский (Ухтинский) техникумы ж.д.
транспорта, возобновлено пассажирское движение на линии Ленинград-Москва, а с
23.02 - грузовое, с 20.03 стал курировать скоростей поезд "Красная
стрела".
1949 год -
создано проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦГИ),
началась автоматизация телефонной связи на базе отечественной аппаратуры.
1949 год
(24.05) - в Москве скончался Алексей Викторович Щусев, автор целого ряда
известных сооружений - Казанского вокзала, мавзолея Ленина, атакже вокзалов - в
Муроме, Сергаче, в том числе Красноуфимского, который был готов к прибытию
первого пассажирского поезда (со стороны Дружинине), это событие датировано 14
марта 1919 года, т.е. 95 лет назад.
1954 год -
из состава МПС выведено Министерство транспортного строительства.
1959 год -
начало широкого внедрения электрической тяги на переменном токе. В Японии 20.04
начато строительство скоростной магистрали Токио - Осака (Токайдо), закончено 10.1964 г., 545 км с колеей 1435,
скорость 128,7 км,
предельная - 220, каждый час около 6000 пассажиров, 172 км по мостам и виадукам,
69 тоннелей.
1964 год -
электрифицирован Северный ход от Владимира до Свердловска через Киров и Пермь,
1750 км от Москвы до Свердловска.
1969 год
(5.12)-во Франции представлен проект создания скоростных ж.д., считается днем
рождения этого вида транспорта, в настоящее время скоростные поезда - в Англии,
Германии, Италии, Испании, Китае, Японии; известный "Сапсан"
(немецкого производства) ходит 2 раза в неделю между СПб и Москвой, есть маршрут
Москва - Н. Новгород; проект до Казани и Екатеринбурга вроде бы хотел
воплотиться, но "съела" Олимпиада-2014.
1974 год -
Луганский завод прекратил производство устаревшего тепловоза серии ТЭ-3 и в
серию пошли серии 2 ТЭ-10 л.;
во Франции начато строительство скоростной линии Париж - Лион, открытие
состоялось 27.09.1981 г.
1979 год -
началось внедрение скоростного движения в Испании, первый электропоезд развил
максимальную скорость 252
км/ч.
1984 год -
на БАМе на разъезде им. В.П. Мирошниченко уложено последнее "золотое
звено" Восточного участка, 1.10 - уложено последнее такое звено -
официальное открытие Северного хода (БАМа); на линии Ленинград-Москва впервые
введен скоростной поезд ЭР-200 (технология немецкая на базе "Сименс",
рассчитанная на эксплуатационную скорость не свыше 200 км/ч).
1989 год -
сдан 21-й обходной участок Северо-Муйского тоннеля, который сдан в 2003 году.
1994 год
(6.05) - королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран
торжественно открыли тоннель под Ла-Маншем для движения скоростных поездов со
скоростью 160 км/ч,
регулярное движение началось в ноябре 1995 года.
2004 год -
указ Президента РФ от 9.03 за ХаЗ 14 об упразднении МПС и преобразовании в ОАО
"РЖД РФ".
2009 год
(март) - началось испытание скоростного поезда "Сапсан" производства
немецкой фирмы "Сапсан" между СПб и Москвой со скоростью 250 км/ч,
регулярное движение с конца 2009 года, время в пути 3.45.
1804 год -
родился Мельников Павел Петрович (1804-1880 гг.) - первый министр путей
сообщения с 16.06.1865 по 20.04.1869 г.
1824 год -
родился Бобринский Владимир Алексеевич (1821-1898 гг.), министр с20.04.1869
по2.09.1871 г.
1834 год -
год рождения Хилкова Михаила Ивановича (1834-1909 гг.), министр ПС с 4.01.1895
по 25.10.1905 г.
1849 год -
родился Сергей Юльевич Витте (1849-1915 гг.), с 15.02.1892 по 30.08.1892 г.
1879 год -
родился Лев Давыдович Бронштейн (Троцкий), 6-й нарком путей сообщения, с 25.03.
по 10.12.1920 года.
1889 год -
родился Рахимович Моисей Львович (1889-1938 гг.) - с 11.06.1930 по 2.10.1931
гт.
1924 год -
наркомом ПС назначен Ян Эрнестович Рудзутак (1887-1938 гг.), с 2.02.1924 г. по
11.06.1930 г.
1944 год -
наркомом путей сообщения назначен Иван Владимирович Ковалев, нарком с
22.12.1944 по 5.04.1948 г. (1901-1993 гт.) Атакже родился Николай Емельянович
Аксененко, министр ПС (1949-2005 гг.), начальники Казанской ж.д. - Левашов
Алексей Ефимович (1889 г.р.),
Мильштейн Самуил Рафилович (1909 пр.), Сидоренко Александр Михайлович (1909 г.р.)
Лесун
Анатолий Федорович - начальник Горьковской ж.д. с ноября 2009 года, родился
27.02.1959 года.
Валерий Ганькин
//Городок. –
2014 . – 1 авг. (№31). – С. 18-19
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!