Трагедия на реке Уфе.
Из воспоминаний Ираиды Ивановны Сюзёвой (Голубенцевой):
«До войны с правого берега реки Уфы, где стоял наш дом (стоит и
сейчас), в котором жила наша семья по ул. Интернациональной №142, это
«односторонка», выходящая на берег реки, на другой берег ходил паром.
Паром двигался по железному тросу, который был натянут и закреплён к
вкопанным в землю стол баи, трос двигался по блоку. Были случаи, когда
трос выходил с блока, случалось, паром останавливался посередине реки. А
на пароме стояли люди, лошади в повозке. Более двух лошадей на паром
не заводили. На реке дежурили двое мужчин, они следили за паромом. Порой
это были «горбатые», увечные. С помощью лома надевали трос на блок, и
паром снова мог передвигаться с одного берега на другой. Окна нашего
дома выходили на реку, и переправу было видно хорошо. Был случай: машина
«бобик» заезжает на паром — «фыркает», а лошади боятся, с телегой
пятятся назад, а затем падают в воду кверху ногами и тонут, так как в
упряжке, а спасать некому.
Напротив нашего дома на другом берегу стояла большая кузница, где подковывали лошадей.
Мост деревянный с «фермами» — арками — был построен ещё до войны, и
мы, дети, по нему ходили на тот берег в лес за ягодами и грибами.
Движение транспорта по мосту было односторонним, а по обе стороны были
пешеходные тротуары с невысокими деревянными ограждениями — перилами.
Во время войны посередине мост был разрушен — деревянные доски покрытия
обветшали, поэтому только ходили пешком, транспорт не ездил. Шли по
мосту и качались, как на качелях. Висело объявление, что мост
аварийный и не работает. После войны его ремонтировали.
На том месте, где ходил паром, летом 1941 года построили
деревянный мост, как потом стало ясно, этот мост строгай временно, на
весну-лето. Хорошо сохранился спуск к реке, который напоминает о том,
что именно в этом месте строился временный деревянный мост. Так было до
1944 года, пока не отремонтировали постоянный деревянный мост,
простоявший до I960 года.
Именно по этому мосту, построенному летом 1941 года, а затем по
дороге по улице Манчажской мимо нашего дома шли в сторону
железнодорожного вокзала сформированные в Красноуфимском районе
воинские колонны, пешие и конные, в 1941-1942 годах.
На пароме много не перевезешь, а мост старый деревянный с «арками»
был аварийный, а колоннам военных с конями, походными кухнями и другим
имуществом нужно было переправляться через реку Уфу, поэтому и
построили временный деревянный небольшой мост.
Было это в конце лета 1941 года. Мы с подругой-ровесницей
Маргаритой Серебренниковой в конце дня возвращались из леса с грибами.
За нами по дороге вдалеке шла колонна военных со стороны деревни
Крылово, они шли строем и пели песни. Мы поспешили пройти мост.
Я еще не успела разобрать грибы, а мама нам с братом только
сказала, чтобы я мыла грибы, а брату, чтобы плыл на лодке за «тальником»
козам, как услышали шум на улице. Мне было около 13 лет, брату Володе
11 лет.
События того страшного дня потрясли нас, детей, и я помню о них по
сей день. По реке шел сплав леса, и бревна образовали некий затор,
уперлись в сваи деревянного моста, встали «дыбом», и мост трещал. В это
время шли военные помосту. Помню, прошли две кухни и большинство
солдат, были военные пешие и верхом на лошадях. Треск все усиливался. И
вдруг мост обрушился, и люди, кони, еще одна кухня оказались в реке. В
это время плыли и бревна. Я была на берегу, а мой младший брат Володя
уже сидел в лодке у берега, он там, бывало, целые дни проводил. Солдаты
были в полном обмундировании, за плечами с вещевыми мешками. Мы с
братом быстро отчалили от берега на веслах и стали помогать выбираться
им из воды. К нам в лодку забралось двое солдат, кто-то держался за
борта лодки. Потом мы еще поплыли, за борт лодки уцепился солдат, у
которого за плечами был вещмешок и еще что-то тяжелое металлическое,
какое-то оружие. Он был жив. но ему было плохо. Таким образом, мы спасли
несколько человек. Я видела, как тонули некоторые солдаты, они кричали о
помощи, слышно было страшное, тревожное ржание лошадей. Как стало
известно через несколько дней, возле Нижней Сараны всплыли и были
извлечены на отмель несколько тел солдат и коней.
Через несколько дней или на другой день, я не помню, к нам пришел
офицер и принес нам что-то, наподобие пирога с мясом. Так мы думали. А
сейчас я думаю, наверное, это была колбаса, которую мы в детстве просто
не ели, поэтому и не поняли. Обращаясь к маме и нам, он благодарил нас
за спасение солдат.
Я помню, что днем и ночью двигались колонны солдат.
стучали колесами повозки, топали кони. Все это мне довелось видеть в детстве. Через два года я уже работала.
А мост потом восстанавливали заключенные. Они тяжелыми «бабами» вручную забивали деревянные сваи.
Мост-времянку — летний маленький мост — быстро ставили весной,
когда пройдет лед: вбивали сваи, строили перекрытия и заграждения.
Строили мост обычно заключенные. Они болели. Однажды один такой
работник лежит и не может встать. Мама наша работала в аптеке, в
домашней аптечке у нас были таблетки. У рабочего сильно болела голова, и
мама дала ему таблетку. Затем человек встал, попил воды и оживал,
приступая к работе.
Пока строили этот мост, ходил паром.
Нигде я об этом не рассказывала публично. Сейчас другое время,
можно говорить все. Я на своей работе в электросвязи давала подписку о
неразглашении, в том числе и о том, где я работала, поэтому все
оставалось только в памяти людей».
Река Уфа в период половодья около деревянного (постоянного) моста в
Красноуфимске, простоявшего до 1961 года. Из фондов Красноуфимского
краеведческого музея.
14 апреля 1943 года Исполком Красноуфимского Райсовета решал вопрос «О
ходе работ по разборке временного моста через реку Уфу и подготовке к
устройству паромной переправы и постройке моста».
Заслушав сообщение заместителя начальника 428-го
дорожно-эксплуатационного участка госдорог товарища Карпова о ходе
работ по переправе через реку Уфу, Исполком Райсовета отмечал, что
решение чрезвычайной комиссии по борьбе с наводнением от 31 марта 1943
года не выполнено: лошади из Криулинского, Чувашинского и
Александровского сельсоветов не выделены, вывозка леса для постройки
моста не закончена. Подвезенный к лесопилке колхоза «1-е мая» лес не
распилен, паром не собран. Трос для второго парома Леспромхозом и железо
Горкомхозом не выделены.
Для обеспечения нормальной работы парома и постройки моста обязали
председателей данных сельских Советов выделить в распоряжение дорожного
участка плотников в количестве: из Погореловского — 2 человека, из
Усть-Баякского — 3 человека, из Крыловского — 2 человека и из
Криулинского — 3 человека, не позднее 15 апреля.
Председателя Горсовета товарища Блаженкова обязали к началу постройки
моста выделить людей из числа неорганизованного населения в количестве
30 человек для постройки моста.
Начальник ИТК товарищ Еськин должен был также выделить не менее 60 человек в минимальный срок за 10 дней.
Дорожно-эксплуатационный участок был обязан обеспечить натяжку троса для паромной переправы к 15 апреля.
Товарищ Дымченко должен был обеспечить все подготовительные работы к
постройке моста с таким расчетом, чтобы закончить постройку моста в
минимальный срок — 10 дней.
А председателя колхоза «I-е мая» товарища Липина обязали распилить 30
м куб. к 18 апреля на нижний настил и 40 куб. м на верхний настил к 22
апреля сего года, выделив необходимую подсобную рабочую силу из колхоза
за счет трудового участия.
Директора МТС Феденева просили расточить в МТМ цилиндры трактора 428-го участка по договоренности с ним.
Заведующую Райторготделом Зорину обязали обеспечить всех рабочих,
прибывающих на работы по устройству переправы и моста, двухразовым
питанием. А ответственность за обеспечение рабочих жилплощадью была
возложена на заведующего Горкомхозом товарища Лушникова.
Директор мясокомбината товарищ Макаров должен был обеспечить рабочих на
строительстве моста мясными отходами (так написано в документе — прим.
авт.).
Директору нефтебазы было предложено забронировать одну тонну бензина или лигроина в счет апрельских нарядов для Облдоротдела.
10 августа 1943 года Горсоветом было принято решение «Об отводе
лесосечного фонда для заготовки свайной древесины для строительства
моста через реку Уфу в городе.
В сентябре 1943 года передали помещения и конюшни особому
строительному участку по строительству моста через реку Уфу. были
переданы особому строительному участку под общежитие рабочих нижний этаж
жилого дома по улице Ленина № 92 и под конюшни для лошадей, а также
навесы с избушкой во дворе но улице Интернациональной № 101. Горкомхоз
обязан был обеспечить электроосвещением строительную площадку моста,
контору, общежитие рабочих, столовую и другие производственные помещения
особого стройучастка. А начальник связи Черных был обязан обеспечить
строительную контору особого участка по строительству моста телефонным
аппаратом не позднее 22 сентября 1943 года. Телефонный аппарат временно
был взят в сельхозснабжении, так как там не использовался, и установлен
в строительной конторе по строительству моста только в октябре 1943
года.
Исходя из документов апреля 1943 года временный мост должен был быть
построен в течение 10 дней в апреле 1943 года. А в документах
сентября-октября 1943 года речь, скорее всего, идёт о подготовке к
строительству моста следующей весной 1944 года.
Как сложилась дальнейшая история моста и связанное с ним печальное
событие, произошедшее в семье Голубенцевых, которые жили в доме на
берегу реки Уфы, мы узнаём из воспоминаний И.И. Сюзёвой (Голубенцевой):
«Осенью обычно мост-времянку разбирали, но осенью 1943 года
оставили, не разобрали, видимо, не до него было. Поэтому в апреле 1944
года под этим мостом и образовался затор изо льда, и солдаты стали
взрывать лед. Взрывы производили рядом с нашим домом. Лед во время
взрыва взлетал выше домов, у людей падали печные трубы, у нас были
выбиты стекла во всех девяти окнах. Мост тогда устоял, солдаты
расталкивали лед баграми.
Мы сидели в темноте, так как окна были забиты досками. В семье
умирала маленькая четырехлетняя сестренка Таня, у нее был менингит.
Невозможно было приготовить обед. Таня умерла 16 апреля. Нам помогли
сделать гроб, дали лошадь. Мама, Зинаида Павловна Голубенцева, тогда
ходила в Исполком с заявлением (хранится в Красноуфимском
государственном архиве) с просьбой вставить стекла в рамы. Но стекол в
городе не было. Обещали, что стекла привезут на тракторе из
Свердловска».
18 августа 1944 года на Исполкоме Красноуфимского Райсовета по «Разбору жалобы семьи фронтовика Голубенцева» было отмечено:
«Рассмотрев жалобу семьи погибшего офицера Голубенцева. Исполком
Райсовета отмечает, что начальником Особо-строительного участка №1
Сараниным не принято действенных мер по производству ремонта
(остекления рам и ремонта печей) в квартире гражданки Голубенцевой,
где стекла выбиты в результате взрывных работ по очистке реки Уфы ото
льда. Окна в квартире забиты и находящиеся там дети лишены света».
Начальнику Особо-строительного участка №1 товарищу Саранину было предложено до 1 сентября остеклить рамы в доме Голубенцевых.
Ввиду разлива весенних вод и уборки сезонного моста через реку Уфу
граждане, проживающие на усадебных участках за рекой Уфой и приезжающие
из района, не имели возможности переехать через реку Уфу как в город,
так и обратно. Поэтому 15 апреля 1944 года, по решению Исполкома,
имеющиеся у предприятий и частных лиц лодки были сосредоточены около
моста через реку Уфу. Была организована бригада сплавщиков для перевозки
населения. Установлена плата — 5 рублей с человека за проезд в один
конец с грузом 10 килограммов, свыше 16 кг — no 1 рублю за каждый пуд.
«Принять все меры к постройке нового моста!»
Обратимся к решению исполкома Красноуфимского Горсовета №159 от 24 мая
1956 года «О передаче моста через реку Уфу в ведение Городского
Совета». В связи с тем, что комиссия, назначенная по осмотру моста,
определила годность его только на 50%, исполком Горсовета решил:
«Считать принятие моста через реку Уфу в ведение городского Совета
невозможным и просить Исполком Облсовета об оставлении данного моста в
ведении 428-го эксплуатационного дорожного участка Облдортранса».
«Произведенной проверкой специальной технической комиссией под
председательством главного инженера Свердловского Управтошосдора
товарища Григорьева от 22 августа 1957 года установлено, что мост через
реку Уфу в г. Красноуфимске протяжением по настилу 172 погонных метра в
настоящее время находится в аварийном состоянии и к эксплуатации
становится непригодным. Верхнее строение моста (фермы в количестве 10
штук) имеет загнивание до 10 см вглубь дерева, а в торцах поясов ферм
загнивание доходит до 40 см.
Фермы от вертикали имеют отклонения в разные стороны, и особенно
береговая (первая) ферма вследствие загнивания дала отклонение от
вертикали на 15 см и держится только на металлическом тросе, что резко
угрожает безопасности движения по мосту. Крепление фермы, как-то
раскосы и особенно ригели, имеют сильное загнивание и не обеспечивают
прочности работы ферм. У второй фермы первая опора справа в местах
наращивания свай сгнила.
Имея в виду, что в данное время по мосту движение автотранспорта,
повозок и других самодвижущих механизмов составляет 1300 единиц в сутки,
исполком Горсовета 23 октября 1957 года принял решение «О состоянии
моста через реку Уфу в г. Красноуфимске», в котором просит Исполком
Облсовета обязать начальника Управтошосдора товарища Бреева в 1958 году
принять все меры к постройке постоянного моста, имея ввиду, что
изыскательские работы по постройке моста уже закончены.
Ну а в целях поддержания существующего моста до постройки нового, просить исполком Облсовета:
Обязать товарища Бреева немедленно отпустить денежные средства на
капитальный ремонт моста; обязать Красноуфимский Леспромхоз через
Совнархоз об отпуске с Красноуфимского лесозавода круглого леса 100
куб. м и пиломатериала 200 куб. м; обязать Н-Саранинский завод №2 и
Красноуфимский ремзавод изготовить потребное количество металлических
изделий (болты, гайки и т.д.) для крепления моста; обязать начальника
428 ДЭУ товарища Гущина при переходе движения с моста в зимний период по
льду реки приступить к аварийному ремонту верхней части моста.
Из решения исполкома Красноуфимского горсовета от 13 сентября 1957 года
«Утверждение архитектурно-планировочного задания по строительству
железобетонного моста через реку Уфу в районе города Красноуфимска»
следует, что ввиду аварийного состояния существующего деревянного
моста просить Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог
приступить к строительству моста в 1958 году. Были утверждены акт места
выбора площадки для строительства постоянного автодорожного моста и
архитектурно-планировочное задание по данному строительству. Для
устройства подходов к мосту — дамбы разрешить закладку грунтового
сосредоточенного резерва ниже намечаемого строительства из отложений
реки Уфы».
Материал подготовлен Л.Е. Алексейчик, научным сотрудником Красноуфимского краеведческого музея, 10.01.2019 г.
В статье использованы отрывки из книги «Красноуфимцы в годы
Великой Отечественной войны», автор Л.Е. Алексейчик, а также материалы
Государственного архива в г. Красноуфимске.
// Городок - 2019. - 18 янв. (№ 3). - С 14-15
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!