Первые
валенки появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом
конце XVIII века.
Как известно, именно в этой
местности протекает река Керженец, откуда пришли в наше село, скрываясь от преследований,
первые староверы, получившие прозвище по названию реки-«кержаки».
Возможно, они и привнесли в Иргинск
данный промысел. А вот откуда в селе появились расписные кукморские валенки?
Документы гласят, что медеплавильный и железоделательный завод был основан в
Иргинском селе в первой половине XVIII века. Мастеровые люди покупались на
протяжении работы завода из Нижегородской, Московской, Казанской, Оренбургской
и др. губерний. Чеботарным промыслом в селе занимались и во время работы
завода, так как первые жители шили обувь, упоминается и пимокатный промысел. В
конце XIX века завод приходит в упадок и закрывается, рабочих записывают в
мастеровые, которым земля была не положена. Им выдают выходное пособие, которое
многие предприимчивые используют для развития различных промыслов, открывают
мини-заводы, нанимая рабочих.
В Среднем Поволжье, где преобладали
мордовские, чувашские и марийские традиции украшения одежды, в праздник
надевали писаные валенки. На белый валенок наносился красный рисунок. Такие валенки
именовали кукморскими — от названия села Кукмор Казанской губернии, в котором
предприимчивыми братьями Комаровыми в 1867 году была основана валяльная
фабрика. У комаровских валенок голенища вышивались. Возможно, именно выходцы из
Казанской губернии познакомили иргинцев с этой красотой.
Технология валяния передавалась из
поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки
получались особые. Свой секрет был и у Нижнеиргинских мастеров. В 1893 году
Игнат Щербаков открывает на берегу реки завод поярковой валяной обуви. Если в
Кукморе валенки изготовляли из разной шерсти, то на заводе И.Л. Щербакова
только из поярковой (первая шерсть с ягнят — мягкая, тонкая). В Кукморе
вышивали уже готовые валенки, а иргинские валенки вышивались по-особенному:
вышивка вкатывалась в поверхность валенка красно-чёрным узором. Внутри валенка
вышивки не было.
Много интересных историй
рассказывала Калининой Надежде Платоновне её бабушка Пономарёва Матрёна
Яковлевна, родившаяся в 1891 году. Она поведала внучке, что хозяин приглашал
молодых девушек вышивать гарусом (шерстяными нитками) валенки.
Шерсть первую с ягнят накладывали на
форму, слегка валяли, затем раскладывали на столе. Две девушки становились по
обе стороны стола и обшивали обе стороны одновременно, чтобы рисунок был
симметричным. На тонком, разложенном на столе пласте шерсти появлялся красивый
узор. Затем добавляли шерсть и докатывали, рисунок становился частью валенка,
вкатанный в него. Работа была очень трудоёмкая, но и платили за неё неплохо.
Работали в основном зимой, с началом полевых работ вышивки прекращались.
Начинали работу с рассветом и заканчивали с наступлением ранних зимних сумерек.
Днём девушек хозяин поил чаем. Можно было заработанное брать продукцией, так
Матрёна Яковлевна заработала валенки старшему брату.
Каталями были молодые юноши. Они
«стирали» (скатывали) валенки в бане, а затем их сушили в печах. Работы
постепенно переходили в вечерки, которым хозяин не противился. Вот и затевались
игры, танцы, создавались влюблённые пары. Но не всем суждено было быть вместе,
разлучила судьба молодую девушку с любимым, строгая мать выдала замуж Матрёну
Яковлевну за вдовца с детьми.
А кукморские валенки в Иргинске
являлись лучшей обувью для гуляний. В них праздновали масленицу, колядовали,
водили хороводы, плясали под гармонь, фотографировались. Валенки считались
ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам
невесты выбирали жениха, а жених в валенках – состоятельный человек. Валенки
были дорогим подарком, их передавали по наследству.
Крестьянскую семью, где каждый имел
свою пару, называли зажиточной, даже богатой. В большинстве же домов обходились
одной единственной парой.
Кукморские валенки с металлической
биркой с надписью занимают достойное место среди экспонатов Нижнеиргинского сельского
музея.
Татьяна Смирнова
// Городок. - 2018. - 21 дек. (N 51). -
C. 9 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!