Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Победила
стальная конница?
С.А. Есенин
Любители загадок догадались, что
речь пойдет о лошадях. «Все равно лошадь выдержит, она не исчезнет до тех пор,
пока существует сам человек» - Уильям Фолкнер. Считают, что лошадь была
одомашнена одной из первых представителей животного мира, и это произошло около
8000 лет назад до нашей эры при древних цивилизациях Ближнего и Среднего
Востока.
Породы лошадей делятся на:
аборигенные (природные), переходные (смешанные), искусственные (заводские); по
характеру их работоспособности: верховые, верхово-упряжные, рысистые,
тяжеловозные, упряжные. Аборигенные лошади, т.е. выросшие в естественных условиях,
- это лесные породы (вятская, мезенская, печорская, тавдинская, якутская);
степные (башкирская, забайкальская, казахская, монгольская); горные (алтайская,
киргизская, тувинская и пр.). Заводских пород в мире множество, вот некоторые
из них, выведенные путем отбора, селекции, льготного содержания, аренды;
ахалтекинская, битюги, буденовская, воронежская, донская, кабардинская,
орловская и пр. По масти лошади бывают: буланые, бурые, вороные, гнедопегие,
гнедые, игреневые, каурые, караковые, мышастые, рыжие, савраски, седые в
яблоках. По походке есть такая классификация; аллюр (шагом, рысью, иноходью и
галопом), галоп, иноходь, каприоль, а также особые, которые используются в
конных соревнованиях и цирковом искусстве.
Для лошадей на протяжении веков
были придуманы повозки разного назначения, учитывая времена года, дорожное
покрытие, условия комфорта: арба, беговые экипажи, брик, бричка, двуколка,
дилижанс, дрожки, карета, квадрига, коляска, конка, ландо, ландолет, одер,
омнибус, повозка, пролетка, розвальни, рыдван, сани, кошевки, тарантас,
тачанка, фаэтоны, шарабан, фурман. В недавнем прошлом Нижне-Саранинская
промартель делала десятилетиями кошевки, розвальни, телеги, дуги.
Конь - герой мифов и сказок,
прозы и стихов, песен и легенд. Если взять отечественный фольклор, литературу и
поэзию, то редко где не появится тема лошади. Есть среди них персональные:
«Бежин луг» И.С. Тургенева, сказки «Сивка- бурка», «Конек-горбунок» П. Ершова,
«Холстомер» Л.Н. Толстого, «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова. Кстати, среди таковых
- Жеребчиков, Коновалов, Коновальцев, Конев, Коньков, Конюхов, Саврасов, Путин
(путы - веревка, которой связывают (пугают) бабки передних ног, используют
главным образом при выпасе на неогороженном пастбище, особенно ночью, чтобы
помешать им далеко уйти; путы были мочальные и веревочные; это был мелочной
товар на ярмарках и базарах). Есть пословицы и поговорки: «Лошадь человеку
крылья: возит воду, возит и воеводу», «Сыпь коню мешком, так не будешь ходить
пешком», «На лошадь не плеть покупают, а овес», «Конь не выдаст - смерть не
возьмет», «Соломенным конем не заработаешь», «У пустого корыта и кони дерутся»,
«Казак сам не ест, а лошадь кормит», «Казак голоден, а конь сыт», «Собака -
друг, а лошадь - ворог, «Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет» (поэтому и
не берут с собою кошку в дорогу), «Конь копытом сдачи даст», «Будь гладка, как
яичко» (причитают на Пасху, гладя яйцом свою лошадь), «Конь мой, ты мой верный
друг. Конь мой, моя вся надежда», «Помилуй (вынеси), Господь, коня и меня» (так
обращались в бою, при трудной переправе, при нападении разбойников...).
«Лошадь гораздо щедрее, чем
человек, одарена инстинктивными и физиологическими чувствами. Слышит лучше
кошки, обоняет лучше собаки, она чувствительнее к ходу времени и перемене
погоды. Нет ей равного на земле животного» - А.И. Куприн. Зрение: благодаря
расположению глаз имеет очень широкий угол обзора и видит почти в равной
степени хорошо и днем, и ночью. Слух: улавливает малейшие шорохи, шаги хозяина
или чужого человека улавливает издалека. Осязание тоже сильно развито, но
наиболее чуткие губы и копыта, даже есть выражение: «Лошадь «видит» дорогу
ногами». Обоняние: отлично обороняется, запоминает дорогу, особенности
ландшафта; в пургу, ночью найдет дорогу, минуя овраги, обрывы, находя брод,
водопой. Наблюдательность: в незнакомом месте внимательно осматривает
окрестность. Дружелюбна: они при пастьбе зачастую разбиваются парами, чтобы
почистить, размять недоступные места; она первой не нападет, а если норовит
лягнуть, то это от испуга при внезапном появлении незнакомого человека. При
появлении на дорогах первых машин, трамваев, паровозов они долго не могли
привыкнуть к этим чудищам и от страха шарахались в сторону, вставали на дыбы,
неслись сломя голову. Есть у редких экземпляров и дурные привычки - лягание,
кусание, тупоголовость, вставание надыбы и прочие, таковые «на всю оставшуюся
жизнь», отучить от этого при всем старании невозможно. Причиной агрессии может
стать запах спиртного: они сами не пьют, а пьяниц презирают. Продолжительность
жизни - от 18 до 25 лет, но их бракуют до этого, а годными считаются с 3-х лет.
У лошадей есть своя иерархия: в
каждом табуне есть свой вожак (косячник). Он ведет по ему ведомому плану табун
по пастбищу или домой, при опасности отводит от беды, при нападении волков косяк
по его «команде» (ржанию) собирается в круг, поворачиваясь копытами назад, а
молодняк оказывается внутри круга.
Кони были желанным объектом для
воровства. В степных, инородческих местностях широко было распространено
конокрадство, уводили целыми табунами. Ценной добычей были племенные кони у
состоятельных владельцев - вельмож, крупных землевладельцев, заводчиков,
фабрикантов. «Плохую лошадь вор не уведет» - С.А. Есенин. Существовали
устойчивые шайки стайными конюшнями, штатом разбойников, даже своим секретным
языком (офеней). Ну и наказания были по высшему разряду. Для поимки этих людей
снаряжались целые команды: состоятельные - из своих дворовых, заводчан,
сельские - из односельчан. При поимке этих «гатей» увечили их страшно,
постоялые дворы, потаенные конюшни «предавались огню», их обладатели
истреблялись поголовно, а исполнители испытывали на себе все виды народной
мести: «Вор ворует, а мир горюет. Вор ворует не для прибыли, а для своей
погибели». Почитайте А.И. Куприна «Конокрады». Если перейти на современность,
то теперь в ходу угон техники - умыкают и государственное, и частное, видимо,
этот промысел неистребим и передается из поколения в поколение; есть ряд стран,
где такое «ремесло» карается суровыми статьями. В «Псковской правде»: «Вора,
совершившего кражу в Кроме (т.е. в их кремле), а также конокрада, заговорщика и
поджигателя казнить смертью». Для уточнения: если «умыкнули» коня княжеской
дружины (казенную лошадь). Используются лошади в работе, поездке в спорте и
других занятиях. Трагические страницы: замерзали в пути, разбивались в городах,
селах, падали с них, получали увечья, заканчивающиеся инвалидностью (хромотой,
горбом), смертью. На моей памяти: говорили - стал горбатым, хромым, «лишним
ртом», потому что в детстве, юности, зрелом возрасте понесла лошадь, упал с
нее, лягнула и т.п. Лошадь была универсальной тягловой силой: развитие
горнозаводской промышленности невозможно представить без её участия, в разных
видах строительства - возникновении деревень и сел, мостов, железных дорог, при
народных гуляниях, при семейных торжествах (например, свадьбе), при скорбных
событиях.
С лошадью связано много примет:
«Фыркают в дороге - к радостной встрече. Неспокойны, трясут головой, катаются
по земле - к ненастью. На землю ложатся - перед сырой погодой. Ложатся на снег
- к теплу, стоят к холоду. Копыта потеют - к теплу. Храпят - к вьюге». Не все
знают, что есть «лошадиный» праздник. Фрол и Лавёр - лошадники (Фролов день) -
день народного календаря славян, выпадающий на 18 (31) августа. Приурочен к
церковному дню памяти христианских святых Флора и Лавра, которые на Руси
считались покровителями лошадей. В славянской традиции почитание святых как
покровителей лошадей было характерно преимущественно для русских, частично для
белорусских и в меньшей степени для украинских регионов. Другие названия дня:
Фролов день. Флор и Лавр - лошадники. Лошадиный праздник, Конский праздник,
Лошадники. Хролов день, Фролы, Фрол-день. В этот день с утра крестьяне
прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пестрыми
лоскутками. В некоторых местах совершалось освящение воды. После обедни за
церковной оградой кропили приведенных лошадей святой водой. Это, по мнению
крестьян, «охраняет коней ото всякого лиха»: «Умолил Фрола-Лавра - жди лошадям
добра!». Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали
овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету.
Верили, что от этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную
монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Хозяин творил обряд
лошади: выводил поутру животное во двор, взяв упряжь, обвязывал ею по солнцу,
посыпал солью ноги лошади, начиная с передних, и приговаривал: «Стану поутру,
по раннему, выйду на сильный ветер, на легкий воздух, и возьму осиновую веточку
и стегну трижды по холке и повяжу упряжью и из-под правого копыта да кругом
обнесу, чтобы 1уляла моя ладушка по-старому, чтобы тянула воз по- прежнему!» В
некоторых местах в этот день устраивали конные соревнования между деревнями. В
обычае была и обрядовая выпечка: в Орловской губернии - в форме подковы, в
Рязанской губернии - в форме двухголовых коней.
Тема о лошадях отражена в
мировой мифологии. Крылатый конь Пегас и такое же созвездие, Кентавр -
получеловек, полулошадь; в изобразительном искусстве от античных времен (фреска
с Александром Македонским) до известных художников - Маковский, Б. Греков, Н.
Сверчков, скульпторов. Хотя есть выражение «Коня песней не накормишь», но они
не лишены этого чувства: их радует звон бубенцов (см. мою ст. «Колокольчики-бубенчики
звенят», «Городок»), для них писали специальную музыку: вспомни «Мы - красные
кавалеристы» или «Едут-едут по Берлину наши казаки».
Оказывается, лошади были не
на всех континентах. В Америке они появились с 1493 года, после открытия
Колумбом, часть из них одичали и известны как мустанги; в Австралии они
появились в XVII веке, часть из них повторила судьбу американских: их называют
«браби»; в Африку лошади пришли одомашненными. Сохранились лошади дикой породы
Пржевальского, тарпаны. Известны мулы, лошаки, выведенные искусственным пугем.
В зависимости от назначения
лошади есть своя упряжь: например, русская одноконная дуговая упряжь состоит из
уздечки, хомута, постромок, шлеи, седелки с чересседельником и подбрюшником,
вожжей.
В СССР в октябре 1930 года был
создан институт коневодства в том же году был совершен конный пробег Свердловск
- Москва за 25 дней и по 70 км в день, а с августа 1934-го были учреждены
племенные книги (лошадиный паспорт) с известными данными. Даже местные
ветеринары должны были следовать инструкции, в чем я очень сомневаюсь, хотя
ученый «коновал» (так и называли их по старинке) имел прикрепленную лошадь, а
также она была положена председателю колхоза бригадирам. В 1936 г. был
рекордный приплод - 2036 тысяч. они и стали конной опорой в годы войны. Лошади
имели и свои имена - клички. Тут были такие правила: давались по нарицательным
существительным - Лебедь, Улов; по мифологическим персонажам - Добрыня, Лешак;
по географическим названиям - Памир, Эльбрус; по прилагательным - Быстрый,
Удалой; по физическим данным - Мечта, Чудо; именами собственными - Машка Зойка.
Запрещалось давать клички рекордсменов, в качестве исключения с дополнительной
цифрой: Гром-2, Луч-3. У чистокровных (заводских) начальная буква должна быть с
клички матери, и в ней должна быть хотя бы одна буква от клички отца, а у
полукровных - с первой буквы отца. В Красной Армии такие лошади
переименовывались, так, родившиеся на цифру 1 получали кличку на букву «А», на
два - «Б» и так далее.
Не поленись, читатель, поспрашивай
у тех, кто застал «лошадиный» период села, деревни, клички своих односельчан-
лошадей, которые бок о бок жили, работали с твоими недалекими предками. Сохрани
эти реликвии для своих потомков: ведь на автомобилях мы ездим первое-второе
поколение, а до того редко кто говорил: «Пешком не ходим, на конях ездим», а
женский персонал был в дискриминации: «Баба с возу - коню легче». А сейчас за
исчезновением в эпоху инновации и модернизации отечественного автопрома они
рассекают по просторам новой России на «авто» в немыслимых лошадиных силах с
лихвой, несмотря на их заграничные названия, - «За державу обидно!». «Часто
говорят: «Россия встала (встает) с колен», а она когда стояла, если кто ее
столкнул с копыт, то кто это сделал и когда она поднимется и что с этого будет
горемычному народу?» Не секрет, что в Российской, Советской Армии одной из опор
была кавалерия. В регулярной армии они были легкой - это гусары, драгуны, позже
казаки, и тяжелой - кирасиры, кавалергарды, конногвардейцы. Казаки относились к
особому сословию, они владели землей на льготных условиях, за что несли военную
службу, являясь на призыв со своим обмундированием, холодным оружием, конем и
конским снаряжением. Что касается исетских и красноуфимских казаков, то они
несли службу в крепостях и форпостах со 2-й половины XVIII столетия до 1820-26
годов и после утраты таковых военного значения были переселены со своими
семьями на новые южные границы, как ни странно, до сих пор в тех краях помнят о
первой родине, а те, которые рядятся в местные «казаки», с какого
роду-племени?! У казаков есть традиция - «постриг»: годовалого казачка впервые
садили на лошадь со всей казацкой амуницией, при этом присутствовали дед с
бабкой, крестные и, конечно, родители. Если взять близкую историю, то в
гражданскую войну прославленными «конниками» были Ф.К. Миронов, Б.М. Думенко,
С.М. Буденный, О.И. Городовиков, Г.И. Котовский, во Вторую мировую войну
кавалеристами были Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и другие маршалы и
генералы Великой Отечественной войны. В эту же войну прославились кавалерийские
корпуса П.А. Белова, Л.М. Доватора, И.Д. Плиева.
Силами Артинского, Ачитского,
Красноуфимского, Манчажского районов было сформировано пять дивизий, в том
числе 82-я, которая участвовала в Московской битве. Судьба этих формирований
была недолговечна и трагична. Следы их дислокации до сих пор не увековечены.
Хотя, например, у Подгорной формировалась упомянутая 82-я кавдивизия в составе
трех полков - 201-го, 206-го, 211-го - и вспомогательных формирований. Эти
дивизии за короткий период зимы 1941-42 годов были расформированы из-за
безвозвратных потерь.
Валерий Ганькин
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!