Все выше, и
выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
Хочу на этот раз вернуть
читателей к событию 56-летней давности. Нам внушали и мы верили, что рубежи
бывшего СССР «на замке»: ведь были славные пограничники, средства ПВО, служба
госбезопасности. Были и есть для этих органов свои даты, а сколько было книг,
фильмов о доблестных защитниках. Известно, что после Второй мировой войны
союзники антигитлеровской коалиции надолго перессорились и добились своего:
распался Варшавский договор, не стало Советского Союза, в настоящее время РФ
переживает далеко не легкие времена. В период «холодной войны» с целью
раскрытия военных секретов закрытого СССР использовалась, помимо прочих
средств, и воздушная разведка. Поначалу использовались разведывательные
самолеты РБ-47, РБ-578 и «Канберра». Но они не имели большого ресурса, поэтому
был создан специальный самолет, получивший название У-2. Он был создан
компанией «Локхид», курировал проект второе лицо США - вице-президент К.
Джонсон. Фирма «Прайт-Уитни» создала крупнофюзеляжный летательный аппарат с турбоактивным
двигателем «Джей-57» с дозвуковой скоростью.
Впервые U-2
поднялся в воздух 1 августа 1955 года. Известно, что еще 4 июля 1956
года самолетом U-2 был совершен первый пробный полет над СССР.
Стартовав с американской авиабазы в Висбадене, которая располагалась на
территории тогдашней ФРГ, он произвел полет над районами Москвы, Ленинграда и
Балтийского побережья. В отчете было указано, что полет был удачен. Самолету
удалось пролететь над двумя наиболее серьезно обороняемыми районами в мире, а
советская система ПВО не открыла огня. Детальные фотографии, выполненные
аппаратурой самолета, поражали качеством изображения, можно было разглядеть
хвостовые номера на бомбардировщиках.
Всего построено не более 150
самолетов U-2 всех модификаций.
В июле того же года было
проведено несколько разведывательных полетов над СССР на высоте свыше 20
километров. Результатом разведки являлись данные по местонахождению аэродромов
истребителей-перехватчиков, позиций зенитной' артиллерии, радиолокационных
станций, были вскрыты многие элементы системы советской ПВО, принципы её
действия. А также запечатлены и другие важные оборонные объекты СССР, например,
базы Военно-Морского флота. Советскими ПВО были зафиксированы факты вторжения
самолетов в воздушное пространство СССР, и 10 июля правительство СССР направило
ноту с требованием прекратить провокационные полеты, в которой охарактеризовало
эти нарушения как «преднамереннее действие определен них кругов США,
рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединенными
Штатами Америки». 11а какое-то время полеты над СССР были прекращены. Но
желание получать новые раз
ведданные было настолько велико, что полеты возобновились и
в период 1957-1959 годов. Над СССР было проведено около 30 полетов, для которых
использовались авиабазы в упоминаемом Висбадене, Инджирлик (Турция), Атсу
(Япония), Пешаваре (Пакистан). Можно привести и хронику полетов, число их
противоречиво: то говорят о 24 полетах в открытом небе СССР, то около 30, даже
есть данные примерно о 50 успешных круизах. Так, только в течение 16 дней июня
1956 года было совершено от 24 до 30 полетов. 04.07.1956 г. за 2,5 часа U-2, поднявшись с авиабазы Висбаден (близ Франкфурта-на-Майне),
перелетел чрез Дрезден (ГДР), Белосток (Польша), Бобруйск, Вильнюс,
Калининград. 05.07, вылетев с той же базы, самолет-разведчик углубился на
территории СССР на 1000 км: Висбаден - Пинск - Вильнюс - Калининград
- Гамбург
- за 3,5 часа. 09.07. сразу три U-2 вошли в
воздушное пространство СССР: Прага-Львов - Житомир - Киев - Гомель
- Бобруйск - Барановичи - Брест - Мюнхен; Лиепая - Рига
- Каунас - Минск; Черновцы - Одесса - Николаев - Керчь - Севастополь - Измаил;
время полёта - 3,5 часа, проникли на расстояние от 700 до 1400 км. В 1957 г.
границы разведки расширились: U-2 беспрепятственно
летали над Казахстаном и Сибирью, Средней Азией и Закавказьем. А средства
наказания появились лишь в конце 50-х в виде высотного перехватчика Т-34 и Т-3 ракетного
комплекса С-75 с дальностью 3 км и высотой - 25 км.
Самолеты U-2
в небе СССР чувствовали себя как дома. Они летали над самыми секретными
объектами. Все попытки истребительной авиации успеха не имели. Одна за другой
шли ноты в адрес США о недопустимости таких полетов. Дело доходило до курьезов.
Летчик 9-го истребительного полка Туркестанского ВО доложил, что во время
учебного полета видел пал собой на большой высоте неизвестный самолет. Ему не
поверили. Для разборки специально прилетел главком ИА ВВС СССР Г.Я. Савицкий:
летчику устроили разное за якобы вредные измышления и перевели в другую часть.
11е верили не только на уровне «стражей неба», но и в ЦК, СМ, Политбюро: мол,
таких самолетов нет и не было, которые бы поднимались до стратосферы. Таких
курьезов было много. Но вот характерный для того времени: 09.04.1960-го
очередной полет U -2 с Пешавара,
через Байконур, Сары-Шаган (ракетный полигон близ озера Балхаш),
Семипалатинский ядерный полигон, над которым он делает три виража. Решили
поднять два самолета, но ресурс их полёта таков, что, чтобы не разбиться,
должны сесть на аэродром ядерного полигона, а он сверхсекретный. Пока
согласовали ведомства. U-2 уже над
космодромом, летчикам В. Назарову и Б. Старовойтову пришлось возвращаться не
солоно хлебавши. Подняли еще три самолета Т-3 (ст. л-т Кудели, капитан
Дорошенко, ст. л-т Карачевский), a U-2 был уже на высоте 23 км, причем при
возвращении последний летчик разбился. За этот период было израсходовано 18
ракет «земля-воздух», которые не достигали цели из-за недосягаемой высоты
полета U-2. После этого полета были сделаны важные
выводы и проведены изменения, необходимые для перехвата и уничтожения
самолетов-шпионов. Все подразделения ПВО в Средней Азии, Казахстане, Сибири, на
Урале и Крайнем Севере были приведены в состояние повышенной боеготовности. То,
что разведчик U-2 являлся обнаруживаемым и уязвимым, было
продемонстрировано 1 мая 1960 г., когда во время полета над Советским Союзом
этот самолет был сбит зенитной ракетой класса «земля-воздух». Тем не менее
ценность U-2 подтвердилась в 1962 г., когда эти самолеты
засекли попытку размещения баллистических ракет на Кубе. 1960 год должен был
стать историческим: в Швейцарии намечалась встреча руководителей великих держав
- США, Англии, Франции, СССР. Тогдашний глава партии и правительства Н.С.
Хрущев возлагал большие надежды на переговоры с президентом США Д. Эйзенхауром,
но все испортил последний из запланированных полетов злополучного U-2. 1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс на пилотируемом
им самолете U-2 стартовал с военно-воздушной базы в Пешаваре
для выполнения разведывательного полета над СССР. Задание состояло в фотосъемке
военных и промышленных объектов Советского Союза и записи сигналов советских
радиолокационных станций. Маршрут полета, начавшись на базе в Пешаваре, пройдя
над территорией Афганистана. должен был пересечь территорию СССР с юга на север
на высоте 20 км по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск -
Мурманск и завершиться на военной авиабазе в норвежском Буле. Пересечение
советской границы U-2 Пауэрса произошло в 5.36 по московскому
времени на высоте 20 км на участке недалеко от г. Кировабада Таджикской ССР.
Полет шел нормально, и никаких казусов не ожидалось. Американская разведка не
знала, что к этому времени на смену устаревшей системе радиолокации ПВО СССР
пришла новая, которая смогла засечь самолет-шпион еще над Афганистаном.
Комплексы С-75 были развернуты для прикрытия секретных ядерных объектов на
Урале. Но всевозможные шероховатости, известные при работе с любой новой
техникой, а также первомайские выходные дни для большинства летчиков и
зенитчиков стали причиной того, что самолету удалось безнаказанно долететь до
Свердловской области. А уж тут надо было срочно сбивать самолет, т.к.
современных систем еще не хватало для покрытия всего воздушного пространства
СССР и за пределами этой области и начиналась «слепая» зона.
В Москве готовилась первомайская
демонстрация, а уже полстраны безнаказанно рассекал очередной самолет-нарушитель.
Хрущев рвал и метал: летит один самолет, безоружный, а вы, ПВО-шники, не можете
наказать очередного нахала; тогда главкомом ПВО был маршал С.С. Бирюзов. U-2 пролетел Таджикистан, снял в который раз
Байконур, вошел в зону Южного Урала - Магнитогорск, Челябинск-45 (сегодняшние
Снежинск и Озерск), приближался к Свердловску. На земле под трескотню военного
начальства происходила невообразимая суета. В Кольцово случайно (перегоняли
новехонький с завода в часть) оказался Су-9, поднял его капитан Митягин. но U-2 не увидел: у «американца» дозвуковая
скорость, а этот же намного превышал его по скорости. В вопросе - истребитель
или ракета - победила последняя. Точку в полете U-2
поставила зенитная бригада ПВО, расположенная близ поселка Косулино. В
тот день командира части не было, на месте был начштаба М. Воронов. 1 мая в 8
часов 53 минуты была выпущена первая ракета, которая поразила цель. Но из-за
неразберихи с соседним дивизионом была выпущена вторая, так как на локаторе
цель продолжала полет, а это был свой (тогда не было еще дешифраторов «свой-чужой»)
самолет, летчик - старший лейтенант Сергей Сафронов так нелепо погиб. Так как U-2 очень большой конструкции, то цель и после
этого оставалась на экране - «шарахнули» третьей ракетой. Обломки упали близ
деревни Поварня. Летчик был арестован бдительными обывателями. На случай
вынужденного приземления на территории СССР Пауэрс имел так называемый пакет
для подкупа- неизменный атрибут всех пилотов U-2. В нем
находилась 7,5 тысячи рублей, несколько тысяч западногерманских марок, франков
и лир, две пары золотых часов и два кольца, Ппилюля - ампула с цианистым
калием. Летчики обязаны были применить ее при пленении.
Пауэрсу пилюлей служила игла,
пропитанная ядом кураре. Её поместили в полую серебряную монету достоинством в 1
доллар. Монету он прицепил на браслет к часам, но так и не решился ею
воспользоваться. В настоящее время монета выставлена в музее КГБ в Москве.
Хрущев стоял на трибуне Мавзолея, когда ему главком Бирюзов сообщил, что на
этот раз все прошло удачно. Никита Сергеевич снял шляпу и остудил многочасовую
испарину на своей лысине, а ни о чем не догадывающийся народ, демонстрирующий в
очередной раз солидарность, единство партии и парода, подумал, что он
приветствует- проходящие колонны. Так как «американца» разбросало на площади около
двух квадратных километров, то солдатам не стоило много труда собрать обломки
этого воздушного шпиона. Уже в Кольцово стоял спецсамолет. который за 2 часа
долетел из Москвы с военными чинами, техэкспертами. чекистами, чтобы забрать
летчика с обломками его самолета. Народ уральский сметливый, несмотря на
принятые градусы, некоторым из жителей той самой Поварни повезло; упал близ их
хижин топливный бак, так они давай с ходу разбирать эту дармовщину, кое-как
отняли трезвенники из Москвы. Об этом народу Хрущев сообщил только 5 мая, а
11-го признали и американцы за туманной формулировкой; «Отдавал приказы о сборе
любой информации для защиты Соединенных Штатов и свободного мира от внезапного
нападения». Об ответном визите США Эйзенхауэра не могло быть и речи, Женевские
встречи были сорваны. Говорят, что Эйзенхауэр, бывший главнокомандующий
союзнических войск, приятель Жукова, награжденный высшей воинской наградой СССР
- орденом «Победа» - очень хотел встретиться со сталинским маршалом. Что
касается Пауэрса, то в августе 1960 г. был суд, дали ему 10 лет, но уже в
феврале 1962-го его обменяли на разведчика-нелегала, полковника ГРУ Рудольфа
Абеля (настоящая фамилия Фишер), который был арестован из-за банальной
разболтанности, а затем и измены одного из его сообщников. В США Пауэрса
встретили неважно, но ЦРУ его взяло под защиту: ему выплатили оклад за
разведработу в отряде 10-10 за периоде 1956-гопо 1960-й, присвоили звание
заслуженного ветерана, словом, обласкали по полной программе. И он стоил того:
был из семьи простого шахтера, во время отсидки в СССР от него отказалась жена.
Когда страсти улеглись, он в 1970-м написал отчет о своем последнем полете,
устроился на работу в информагентство в Калифорнии. В 48-летнем возрасте
разбился на вертолете близ Лос-Анджелеса, случилось это 1 августа 1977-го. Есть
версия, что эта катастрофа была подстроена. Похоронен на национальном
Арлингтонском кладбище в Вашингтоне недалеко от могилы президента Кеннеди.
В настоящее время те самые U-2 модернизированы и до сих пор используются, но
для воздушного шпионажа применяются уже космические средства, которые есть не
только у первых стран планеты, но и у Китая, Японии, Южной Кореи, Индии,
Пакистана. Израиля, но это уже за рамками этой статьи.
Валерий
Ганькин, почетный краевед
//Городок. - 2016. - 6 мая.(№
190. - С. 22-23
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!