«Книги – одна из немногих истинных
радостей!..»
Роберт
Гамерлинг, австрийский поэт
Уже с самых высоких
трибун говорится о том, что в стране глубокий кризис чтения: более 30% россиян
не читают вообще и ситуация с каждым годом всё ухудшается. Значит, о проблеме
знают, более того, есть желание её решать, но… пока что-то мешает сдвинуть
проблему с мертвой точки, а ведь чтение для человека очень много значит. В 2011-2015
годах были опубликованы исследования учёных Германии, США, Израиля,
Великобритании, Испании, которые изучали влияние чтения на мозг и организм
человека в целом. Исследовалось чтение вслух и про себя, классика и её
адаптированные варианты, поэзия и проза, для удовольствия и с целью анализа,
среди детей, школьников, студентов и пожилых людей. На основе этих
исследований, можно сформулировать актуальные на сегодняшней день мотивации
чтения.
7 причин почитать:
Всего шесть минут чтения снижают уровень стресса на 70%, то есть справляются с перенапряжением
гораздо лучше прогулок на природе или прослушивания музыки. Обязательно читайте 20-30 минут в день
классику.
Против старения
Любовь к книжкам способна сохранить на долгие годы молодость и гибкость
ума. И совершенно не важно, читает ли человек бумажную книгу или текст с
монитора. Главное – чтобы процесс не представлял собой обязаловку, а
доставлял настоящее удовольствие книгочею.
И для
удовольствия и для экзамена
Аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия
обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых
является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга. Более того,
при одном только переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому»
чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера
кровообращения в головном мозге.
Не только для
ума
Книги развивают не только мозг читателя, но и его тело, оказывают
благотворное влияние не только на развитие интеллекта, но и на физическое и
психологическое самочувствие. Это объясняется тем, что в процессе чтения
читатель силой своего воображения выполняет титаническую работу: сопереживает героям, проходит вместе с ними их
взлеты и падения. Если читатель читает о запахе, вкусе чего-либо или читает
красочное описание природы, то участки мозга, отвечающие за восприятие подобной
информации, работают так же интенсивно, как будто все это читатель переживает
вместе с героем на самом деле. Замена чтения книги просмотром телевизора или компьютерной игрой,
такого эффекта уже не даёт.
Мозг меняется!
Изменения в химических процессах, протекающих в мозге, сохраняются не
менее пяти дней после прочтения рассказа, стихотворения, повести, романа.
В течение этих пяти дней достаточно только вспомнить сюжет прочитанной
книги, как нейроны отвечающие за восприятие того или иного действия
активизируются без непосредственного совершения этого физического действия.
Классика
полезнее
Во время чтения произведений классиков активность мозга намного выше, чем
при чтении современных авторов. Особое повышение активности вызывают поэтические
произведения со сложными художественными образами. Классическая поэзия особенно
полезна для развития и тренировки мозга – при чтении таких стихов
максимально активизируется деятельность правого полушария, которое отвечает за
пространственное мышление, образность мышления и его креативность.
Язык
произведения
Серьезная литература играет роль своеобразного ракетного ускорителя для
человеческого мозга, она влияет на процесс мышления, формирует сознание и
показывает, как меняется мировоззрение у человека в течение жизни. Будем надеяться,
что легкое чтение потеряет свою популярность, так как оно лишь укрепляет в
сознании людей общепринятые и устоявшиеся понятия.
Поводом для написания этой статьи стали материалы презентации известного
уральского автора Ольги Колпаковой. Творческая встреча с ней и директором
издательства «Генри Пушель» Александром Колпаковым состоялась 17 марта 2016
года в библиотеках г. Красноуфимска.
Для тех, кому имя этого автора не знакомо:
Ольга
Валерьевна Колпакова – детский писатель, журналист, автор более 30
познавательных и художественных книг, председатель Содружества детских писателей
Екатеринбурга, один из организаторов Международной детской литературной премии
им. В. П. Крапивина. Дважды дипломант Международного конкурса детской и
юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н.Толстого – за
книгу «Морозейка Минус Два» (2007) и - за повести «Это все для красоты» и
«Место силы» (2009); победитель конкурса рассказов «Заветная мечта» в рамках
фестиваля «Книги, зовущие в детство» за рассказ «Хорошо, когда их три…» (2008);
лауреат конкурса «Южноуральская книга» - за книгу «Это все для красоты» (2009);
лауреат конкурса педагогического признания «Добрая лира» (2010) – за повесть
«Большое сочинение про бабушку»; победитель конкурса «Литературная Вена»
(Австрия) с рассказом «Ровное поле»; финалист конкурса «Новая детская книга»
(Москва) - за написанную совместно со Светланой Лавровой детективную трилогию
«Верните новенький скелет».
Очень интересное название выбрал Александр Колпаков для своего
издательства – «Генри Пушель», для тех, кто не знает, могу подсказать, что это
имя литературного героя одной очень известной детской книжки. (Не поленитесь,
вспомните или разыщите, что же это за книга, и что за герой.)
Так вот на сайте этого издательства: http://pushel.ru/ вы можете прочитать
произведения Ольги Колпаковой бесплатно. А также книги этого автора есть в
библиотеках города.
Самедова Н.
В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!