Ус в честь, а борода и у козла есть



Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным.
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
М.В. Ломоносов
"Гимн бороде", 1756-1757гг.
На этот раз речь пойдет о бороде. В словаре сказано: "Борода - волосяной покров на нижней части лица. У человека борода является одним из мужских половых признаков, обусловленных наличием тестостерона".
Обычай носить бороду имеет многовековую историю. В Древне Египте
Бородовой знак, 1705 г. с надчеканкой
право носить бороду имел только фараон, правда, она была искусственной. Воины Александра Македонского брились в приказном порядке, так как в бою за бороду можно было схватиться, а главное - на фоне бородатых воинов Востока его воины должны были выглядеть молодыми и свежими. В Римской империи короткая стрижка и безбородость были признаком цивилизованности, в то время как варварские племена были волосаты и неопрятны.
Религиозные требования к этой растительности тоже были неоднозначны: у западных христиан (католиков) принято не иметь свободно растущей бороды, хотя целый ряд римских пап (числом 8) имели не только этот атрибут, но и усы; у униатов на этот счет не было никаких предписаний; у евреев запрещено стричь бороду: "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей", у них обритая борода считается потерей чести, кроме того, есть обычай, касающийся даже нерелигиозных евреев, - не брить эту растительность в течение месяца в знак траура по близкому родственнику; в исламе борода является признаком приверженца пророка Мухаммада, который говорил: "Не будьте похожи на язычников. Постригите усы и отпустите бороду!"
В восточном христианстве (православии) ношение бороды было обязательным атрибутом, на этот счет были строгие решения высшей церковной бюрократии. В "Русской Правде" времен Киевской Руси был и такой вид наказания: за увечье бороды полагался штраф - 3 гривны, а за ее лишение - 12, это только в 3 раза меньше, чем за смертоубийство.
В средние века мода на бороду пошла от крестоносцев, которые, побывав в своих походах в библейских местах и встретив там обросших волосами противников, возвратились в новом обличий. Однако в пятнадцатом веке у знати эта мода исчезла. Новые чудачества начались при французском короле Генрихе VIII: в 1534 году он на одном из балов появился с бородкой, и опять пошли усатые и бородатые придворные при царствующих дворах.
Борода имеет корни и в мировой мифологии: так, корейский дракон не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой; единорог, мифологический персонаж, похож на лошадь, но имеет и рог, и бороду; гномы тоже имеют такой атрибут; несмотря на 1000-летие христианства, сохранились представления о русалках, леших, кикиморах и домовых; считается, что домовой у своих любимчиков завивает волосы и бороды в косы, а нелюбимых щиплет до синяков.
Тема бороды отражена в литературе, в песенных репертуарах: так, у М.В. Ломоносова есть "Гимн бороде" (отрывок приведен в эпиграфе); в репертуаре Л. Утесова есть песня "Борода" (музыка В. Кручинина, слова И. Приблудного):
"Если эту бороду
Расстелить по городу,
То проехали б по ней
Сразу тысячи коней.
Три Буденновских полка.
Двадцать три броневика..."
У партизан была любимая песня "Партизанская борода" (музыка Л. Бакалова, слова М. Лапирова).
У А.С. Пушкина в поэме "Руслан и Людмила" колдун Черномор имел свою колдовскую силу в длинной бороде:
"Доколе борода цела -
Изменник не страшится зла".
Попадаются интересные частушки:
"Эх, девки, беда-
Некуда деваться:
По колено борода -
Лезет целоваться".
Из пословиц: "Борода делу не помеха". "Борода длинна, да не к уму она". "Борода по колено, а дров ни полена". "Борода с помело, а брюхо голо". "Борода Минина, а совесть глиняна". "Бородой в люди не выйдешь".
Встречаются такие фамилии - Бородин, Белобородое, Безбородое, Ренев (была такая краска, чтобы "молодить" седую бороду).
Известны загадки - молдавская: "Есть сад, в котором ветки внизу, а корни вверху", карельская: "Ивочка на краю лужайки качается при ветре и при тихой погоде".
Среди знаменитостей с такой принадлежностью были - Дарвин, Линкольн, есть - Фидель Кастро: среди наших писателей - Некрасов. Толстой, Чехов и др. Все допетровские государи, их окружение, простой люд, священнослужители вплоть до патриархов, особенно старообрядцы, были в обличий с такой природной растительностью.
И вот к власти пришел молодой Петр Алексеевич. Еще недавно его отец, Алексей Михайлович, в 1675 году издал именной указ. запрещающий дворянам стричься и бриться: "...Быть от Великого государя в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины". Словом, хочешь быть на плаву -зарастай волосом до ушей и так живи. В августе 1698 года, вернувшись из Европы, из Англии, Петр устроил в Преображенском дворце знатный прием. Он ласково встречал прибывающих, многих обнимал, некоторых даже целовал. Рассказывал о своем путешествии и вдруг к ужасу присутствующих начал всем подряд собственноручно ножницами кромсать роскошные бороды. На следующем пиру можно было заметить несколько побритых вельмож, но большинство не расстались с растительностью на лице. К ним подходил уже не сам царь, а царский шут, хватал за бороду и обрезал ее при громком хохоте присутствующих. И все же желающих расстаться с бородой было ничтожно мало. "Невозможно выразить скорбь, которую приняло это бритье многим русским, оттого, что они потеряли бороду, которую так долго носили и которую считали признаком почета и знатности", - свидетельствовал де Бруни.
Начали появляться так называемые письма (по-нашему - листовки), в которых простой люд выражал недовольство указом Петра I о бритье бороды и усов: "В животе (жизни) нашем ты волен, а бороду не трожь", "Режь наши головы, не тронь наши бороды", "Борода дороже головы". Видя такое сопротивление, проводя реформы "варварскими методами" (В.И. Ленин), Петр Алексеевич пошел на дипломатические уступки: 16.01.1705 года был издан указ "О бритии бород и усов всякого чина людям, крестьян, попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые сего исполнять не хотят, и о выдаче заплатившим пошлину за это". По этому указу за бороду взимался огромный налог: с царедворцев, дворян, городовых (проживающих в городе), всяких чинов служилых приказных людей - 60 рублей в год, с высшего купечества - 100, с простых горожан. извозчиков. ямщиков, с нижних духовных чинов (пономарей, звонарей) - 30. с крестьян - 2 деньги (1 копейка при въезде и выезде из города). По этому указу духовенству и многомиллионному крестьянству (тогда население было около 14 млн.) дозволялось оставаться "старомодными". Обладателям бород и уплатившим пошлину выдавался "бородовой знак" - медный кружок, подобный монетам той эпохи - на лицевой стороне были изображены борода, огромные усы и нос с надписью: "Деньги взяты", на другой стороне - двуглавый орел и по-славянски: "1705 год". Другой, более поздний, был медный и квадратный, на одной стороне надпись: "С бороды пошлина взята. 1725"; другая сторона украшена орнаментом: по гурту жетона выпуклыми буквами - "Борода - лишняя тягота".
Особенно консервативную позицию занимала православная церковь. Из "Жития протопопа Аввакума": "Василий Петрович Шереметьев, плывучи Волгою в Казань на воеводство, взяв в судно и браня много, велел благословить сына своего Матвея бритобратца. Аз не благословил, видя бладливый образ" (небритых идеолог и бореи за "старую" веру не мог принять: в ту эпоху это считалось признаком мужеложства).
Известны высказывания высших иерархов: патриарх Иоахим при царе Федоре Алексеевиче безбородых отлучал от церкви; патриарх Андриан - "Отриньте от себя еретический обычай брить и подстригать бороды. Не подобает брады власов растлевати и образ мужа изменяти: сие бо лепо женам сотвори бог... Ужели вы считаете красотою брить бороды и оставлять одни усы! Но сотворены богом не человеки, но коты и псы!"
Но под напором непреклонного Петра на компромисс шли даже церковники. Есть такое свидетельство: в 1705 году два бородача, встретив в воскресный день священника, обратились к нему за советом, как им поступить: царский указ требует обрить бороды, а они скорее готовы расстаться с головой, чем с бородой. Ответ был таков: "А что отрастет, отсеченная ли голова или обрита борода?!"
"Одной из самых трудных задач была склонить московитян к разлуке с длинными бородами, многие из знатных бояр расстались с ними в присутствии царя, только потому, что его воле противиться было нельзя. Простые люди, впрочем, не так легко поддавались новой моде, пока у городских ворот не стали взимать штрафов со всякого, входящего или выходящего, с необритою бородою, причем плата требовалась каждый раз, как бы кто часто ни проходил воротами. Таким образом, наконец и простой народ заставили покоряться". (Витворт).
Для исполнения указа о брадобритстве были отряжены специальные брадобреи, которые брили всех без исключения. Многим людям эти распоряжения "казались до того горькими", что они пытались подкупить этих брадобреев деньгами, однако это не помогало. Один плотник из Воронежа умудрился спрятать остриженную бороду, чтоб по смерти положили в гроб. "У городских ворот, - писал Ключевский. - расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а сами платья тут же резали, драли. Дворян, явившихся на государев смотр с необритой головой и усами, нещадно били батогами. Купцам, торговавшим русским платьем, грозили кнут, конфискация и каторга. Все это было бы смешно, если бы не было безобразно".
Мало-помалу бритье бороды превратилось для большинства в обычное дело. Кое-кому время от времени приходилось напоминать. В ноябре 1861 года "Пермские губернские ведомости" писали: "Господином губернатором замечено, что многие дозволяют себе ношение усов и бороды, каковые по законам разрешены только чинам военным. Поэтому повелевается: усы и бороды сбрить и впредь правительственных постановлений не нарушать".
Законодательное преследование бородачей велось с завидным постоянством. Так, в марте 1837 года Николай I подписал указ "О неношении лицам, имеющим придворные звания, усов и бород", в котором отмечалось, что "многие из состоящих в звании камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских", поэтому император "повелеть соизволил строжайше воспретить, дабы никто из имеющих придворные звания не осмелился носить ни усов, ни бород". При следующем императоре, Александре II, в 1874 году было разрешено ношение бороды во всех войсках и на флоте, кроме гвардии, гренадер и имперской свиты. При этом отдельным указом в 1875 году военным было запрещено "фабрить" усы и бороды. Примечательно, что сам Александр II не терпел бородачей, поэтому в его свите их не было.
Следующий император Александр III, еще будучи великим князем и цесаревичем, а затем и государем, всячески подчеркивал свою "русскость". При этом прекрасно знал свою родословную: его мать, бабушка и прабабушка были немками, и он только на 1/64 имел в своих жилах русскую кровь. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов на лице наследника-цесаревича Александра Александровича появилась борода, которую он носил до своей преждевременной кончины. Дело в том, что во время ведения боевых действий Александр II официально разрешил офицерам носить бороды. Как известно, запретный плод сладок, и почти все офицеры начали отращивать бороды. Тогда 20-летний великий князь Сергей Александрович записал 09.06.1877 года: "Государь разрешил в компании носить бороды, и мы отпустили себе, а я также". Однако, когда император возвратился в Петербург (10.12.1877 г.), он уже через неделю потребовал от своего ближнего окружения привести себя в порядок. 19.12.1877 года тот же Сергей Александрович писал своему старшему брату, наследнику престола Александру Александровичу: "Мою чудную бороду пришлось обрить, это было очень печально и неприятно, но папа не хочет, по-видимому, чтобы носили бороды". Тем не менее, судя по фотографиям, наследник, будущий император Александр III, его младшие братья Владимир и Алексей так и не выполнили требование отца.
Современники отмечают, что наследнику, крупному телом и лицом, борода подходила органично, с этим атрибутом он очень смотрелся. В результате Александр III стал первым "бородатым" русским императором, возобновив во внешнем облике традиции православных московских царей допетровской Руси. После воцарения Александра III мода на бороды немедленно охватила всю мужскую половину высшего света.
В царствование последнего императора никаких циркуляров на эту тему не было, а сам Николай II носил небольшую светлую овальную бороду, отливавшую рыжеватым цветом.
Валерий Ганькин

// Городок. 2013. – 8 февр. (№6). – С 20-21

1 комментарий:

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск