О тюркоязычных народах нашего края


О происхождении башкир
Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.
На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).
Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».


Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.
Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.
Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.
О новобашкирах
В показаниях арабских и персидских путешественников 9-13 вв. указывается, что башкиры занимали территорию по обоим склонам Уральского хребта, между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).
Где-то во второй половине 16-го-начале 17-го веков на­чинается проникновение небашкирского населения, со­став которого неоднороден: сюда входили татары, ме­щеряки, чуваши, удмурты, марийцы. Все они получили название припущенников, так как допускались на жи­тельство по письменным договорам (дефтерам), где ука­зывались границы «припущенных» земель, условия оп­латы. В договорах также оговаривалось вероятность пе­рехода в ислам, изучение чужого языка. Так владельцы земель требовали, чтобы новорожденных называли тюр­кскими именами, то среди тептярей - марийцев, удмур­тов «южного» (башкирского) происхождения в большин­стве своем сплошь и рядом видим перенятые фамилии, имена (особенно много на слово «бай» - это отголоски того, на землях какого вотчинника - башкира селились их далекие предки; я их насчитал более 300). «У них та­кое правило: башкиру-вотчиннику полагается 30 деся­тин на душу, а башкиру-припущеннику - всего 15-ть», - Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Озорник», т. 5, с. 527.
Среди новобашкир бобылями называли безземельных крестьян, обедневших во времена феодальной зависимо­сти. Они платили оброк своему владельцу - бобыльшину. На башкирских землях они селились, как правило, без разрешения и без платы, то есть стихийно, среди них было много «гулящих» людей, имеющих в прошлом се­рьезные уголовные проступки.
Мещеряки (в простонародье - «мишари») в недавнем прошлом были угро-финского происхождения. Одни считают их выходцами из Мещерской стороны, другие - выходцами с Крыма. После были одной из титульных народностей Волжской Булгарии, их соплеменники жили также на рязанских, тамбовских, пензенских землях, и здесь они полностью обашкирились - забыли свой язык, приняли ислам, чужие обычаи, одежду.
Тептяри получили название от слова «дефтер» - список, то есть от названия письменного документа, на основании которого селились на башкирских землях. Под этим сло­вом имелась в виду смесь народов (и марийцы, и удмурты, и чуваши), которые полностью или частично обашкири­лись. Военные припущенники - это бывшие служилые люди, которые, как правило, проходили воинскую службу на беспокойных границах в крепостях и форпостах, в составе башкиро-мещер­ского войска, сформированного в 1798 году и набранного с 12 кантонов в Орен­бургской, Самарской, Уфимской, Вятс­кой и Пермской губерниях.
Тарханы - как правило, старейшины родов - баи, мурзы, ахуны, бывшие командиры в башкиро-мещерском войске (состояло из двух конных пятисотенных полков) или с 1855 года башкиро-мещеро-тептярского войска. Они освобождались от ясака (налога), наделялись по отставке землей из «запасных» башкирских земель. Тархан-ство делилось в зависимости от заслуг на личное или потомственное.
Валерий Ганькин Продолжение следует

Ганькин В. О тюркоязычных народах нашего края //Городок. - Красноуфимск, 2004. -№ 10. - С. 15; № 11. - С. 19; № 12. - С.8.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск