О
происхождении башкир
Тюркоязычная группа объединяет несколько
десятков языков. Регион их распространения обширен - от Якутии до берегов
Волги, от Кавказа до Памира.
На Урале эта языковая группа представлена
башкирами и татарами, которые имеют свои государственные образования, хотя в
реальности за границами этих республик находятся сотни тысяч их соплеменников
(что станет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).
Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в
арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард».
Сами башкиры называют себя «башкортами».
Существует две точки зрения на
происхождение этнонима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых
(например, пчел). Возможно, такая трактовка зародилась еще в древние времена,
когда люди занимались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное племя,
объединившее разрозненные башкирские племена.
Башкиры не коренные жители Урала, их
древние соплеменники пришли сюда с далекого Востока. По преданиям, это
произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.),
то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том,
что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья)
заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней родиной
башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го
века, говоря об европейских башкирах, упоминает о племени этого народа,
обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследователи говорят, что
многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с
другими племенами: с киргиз-кайсаками, волжскими булгарами, ногайцами,
гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.
Башкир принято делить на горных и степных,
те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли
относительно недавно: это произошло при хане Узбеке в 1313-1326 гг.
О
новобашкирах
В показаниях арабских и персидских
путешественников 9-13 вв. указывается, что башкиры занимали территорию по обоим
склонам Уральского хребта, между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика
(Урала).
Где-то во второй половине 16-го-начале
17-го веков начинается проникновение небашкирского населения, состав которого
неоднороден: сюда входили татары, мещеряки, чуваши, удмурты, марийцы. Все они
получили название припущенников, так как допускались на жительство по
письменным договорам (дефтерам), где указывались границы «припущенных» земель,
условия оплаты. В договорах также оговаривалось вероятность перехода в ислам,
изучение чужого языка. Так владельцы земель требовали, чтобы новорожденных
называли тюркскими именами, то среди тептярей - марийцев, удмуртов «южного»
(башкирского) происхождения в большинстве своем сплошь и рядом видим перенятые
фамилии, имена (особенно много на слово «бай» - это отголоски того, на землях
какого вотчинника - башкира селились их далекие предки; я их насчитал более
300). «У них такое правило: башкиру-вотчиннику полагается 30 десятин на душу,
а башкиру-припущеннику - всего 15-ть», - Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Озорник», т. 5,
с. 527.
Среди новобашкир бобылями называли
безземельных крестьян, обедневших во времена феодальной зависимости. Они
платили оброк своему владельцу - бобыльшину. На башкирских землях они селились,
как правило, без разрешения и без платы, то есть стихийно, среди них было много
«гулящих» людей, имеющих в прошлом серьезные уголовные проступки.
Мещеряки (в простонародье - «мишари») в
недавнем прошлом были угро-финского происхождения. Одни считают их выходцами из
Мещерской стороны, другие - выходцами с Крыма. После были одной из титульных
народностей Волжской Булгарии, их соплеменники жили также на рязанских,
тамбовских, пензенских землях, и здесь они полностью обашкирились - забыли свой
язык, приняли ислам, чужие обычаи, одежду.
Тептяри получили название от слова
«дефтер» - список, то есть от названия письменного документа, на основании
которого селились на башкирских землях. Под этим словом имелась в виду смесь
народов (и марийцы, и удмурты, и чуваши), которые полностью или частично
обашкирились. Военные припущенники - это бывшие служилые люди, которые, как
правило, проходили воинскую службу на беспокойных границах в крепостях и
форпостах, в составе башкиро-мещерского войска, сформированного в 1798 году и
набранного с 12 кантонов в Оренбургской, Самарской, Уфимской, Вятской и
Пермской губерниях.
Тарханы - как правило, старейшины родов -
баи, мурзы, ахуны, бывшие командиры в башкиро-мещерском войске (состояло из
двух конных пятисотенных полков) или с 1855 года башкиро-мещеро-тептярского
войска. Они освобождались от ясака (налога), наделялись по отставке землей из
«запасных» башкирских земель. Тархан-ство делилось в зависимости от заслуг на
личное или потомственное.
Валерий Ганькин Продолжение следует
Ганькин
В. О тюркоязычных народах нашего края //Городок. - Красноуфимск, 2004. -№ 10. -
С. 15; № 11. - С. 19; № 12. - С.8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!