Кто они - местные старообрядцы




Почти только на Среднем Урале представлены «дырники». Они отрицали как иконы, так и церковные книги, полагая, что «антихристова» печать не миновала и их. Все богослу­жение сводилось к молитвам, обращенным на восток. У них сложился интересный обряд, который заключался в том, что утром во время восхода солнца они молились, обернув­шись лицом в его сторону. В избе для этой цели проруба­лось специальное отверстие - «дыра», затыкаемая кляпом. Отсюда и другое их название - «дыромолы». Для примера, «дырники» населяли Горевку, были они и в ряде населенных пунктов трех районов юго-запада области.
В Спасовском толке было согласие под названием «рябиновщина»: ее последователи признавали кресты только рябиновые. Автор полагает, что Рябиновка - тот населен­ный пункт, где жили последователи этой веры, так как еще при подворной переписи 1881 года указываются «рус­ские государственные раскольники».
Во второй половине 17-го века костромской крестьянин Даниил Филиппович основал одно из направлений старо­обрядства - «христоверов» или «людей божьих». Их едино­верцы объединялись в общины - «корабли» со своими «христами» и «богородцами». Моления же представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с  самобичева­нием, в результате которых верующие впадали в состояние религиозного экстаза, зачастую завершающегося греховод­ными сценами - это были так называемые «радения». В оби­ходе их называли «хлыстами». В условиях строгой конспи­рации «корабли» христоверов были и в наших краях даже после Отечественной войны.
Во второй половине 19-го века от беглопоповцев образовалось «часовенное» направ­ление. Наиболее малочисленные общины «часовенных» были в с. Нижнеиргинском, на Саранинском заводе, а также есть часовни в Барабе (микрорайон Красноуфимска), с. Сажино Артинского района, с. Чатлык Красноуфимского района. Это, по моим ар­хивным данным, говорит о наличии их пос­ледователей более века назад. Моления у них проводились в часовнях уставщиками (на­четчиками, «учеными»). «Часовенные» при­знавали из таинств крещение, исповедание и причащение. Признавались браки с благо­словения родителей при пении молитв ус­тавщиком. Большое распространение у них имело «пустынничество» (отшельничество), отсюда и соответствующие фамилии. Инте­ресно, что «часовенные» представлены только в пределах двух районов нашей области.
Автор считает, что он охватил только ряд согласий бес­поповщины, которые имели место в наших краях каких-то 100 лет назад. Надо сказать и о «поповском» толке, так как это направление представлено крупной старообрядческой общиной с центром в с. Присталь Артинского района.
«Поповцы» представляли собой наиболее умеренные круги старообрядцев: они признавали законность госу­дарственной власти, считали официальную церковь ере­сью, имели своих священников.
По своей структуре «поповцы» делятся (результат разно­гласий на богословской основе) на беглопоповцев (среди них Дьконово согласие с начала 18 века, Лужково согласие с начала 19 века) с центром в г. Новозыбкове Брянской области, на белокриницкую иерархию (с 1846 г. - в австрийской Галиции), на Беловодскую иерархию (с 70-х г. 19 века, в начале 20-х г. 20 века распалась по знаменитой легенде о Беловодье), на Старообрядческую архиепископию Московскую и всея Руси.
Будет хорошо, если знатоки этой темы, осо­бенно указанных заводских поселков, про­должат ее, делая акцент на обрядовых, бытовых укладах их единоверцев, истории их по­явления на уральской земле, так как длительный период безбожья образовал раз­рыв в памяти их потомков, что можно восполнить лишь благодаря редким энтузиастам, которые должны обнаружиться среди чита­телей этого издания.
В. Ганькин
Фото Фреда Гринберга

Ганькин В. Кто они - местные старообрядцы/ В. Ганькин  // Городок. - 2002. - N 17. - С. 2; N 18. - С. 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск