Почти только на Среднем Урале представлены «дырники». Они отрицали как
иконы, так и церковные книги, полагая, что «антихристова» печать не миновала и
их. Все богослужение сводилось к молитвам, обращенным на восток. У них
сложился интересный обряд, который заключался в том, что утром во время восхода
солнца они молились, обернувшись лицом в его сторону. В избе для этой цели
прорубалось специальное отверстие - «дыра», затыкаемая кляпом. Отсюда и другое
их название - «дыромолы». Для примера, «дырники» населяли Горевку, были они и в
ряде населенных пунктов трех районов юго-запада области.
В Спасовском толке было согласие под названием «рябиновщина»: ее
последователи признавали кресты только рябиновые. Автор полагает, что Рябиновка
- тот населенный пункт, где жили последователи этой веры, так как еще при
подворной переписи 1881 года указываются «русские государственные
раскольники».
Во второй половине 17-го века костромской крестьянин Даниил Филиппович
основал одно из направлений старообрядства - «христоверов» или «людей божьих».
Их единоверцы объединялись в общины - «корабли» со своими «христами» и
«богородцами». Моления же представляли собой коллективные пляски с «хождением в
духе», с самобичеванием, в результате
которых верующие впадали в состояние религиозного экстаза, зачастую
завершающегося греховодными сценами - это были так называемые «радения». В обиходе
их называли «хлыстами». В условиях строгой конспирации «корабли» христоверов
были и в наших краях даже после Отечественной войны.
Во второй половине 19-го века от беглопоповцев образовалось
«часовенное» направление. Наиболее малочисленные общины «часовенных» были в с.
Нижнеиргинском, на Саранинском заводе, а также есть часовни в Барабе (микрорайон
Красноуфимска), с. Сажино Артинского района, с. Чатлык Красноуфимского района.
Это, по моим архивным данным, говорит о наличии их последователей более века
назад. Моления у них проводились в часовнях уставщиками (начетчиками,
«учеными»). «Часовенные» признавали из таинств крещение, исповедание и
причащение. Признавались браки с благословения родителей при пении молитв уставщиком.
Большое распространение у них имело «пустынничество» (отшельничество), отсюда и
соответствующие фамилии. Интересно, что «часовенные» представлены только в
пределах двух районов нашей области.
Автор считает, что он охватил только ряд согласий беспоповщины,
которые имели место в наших краях каких-то 100 лет назад. Надо сказать и о
«поповском» толке, так как это направление представлено крупной
старообрядческой общиной с центром в с. Присталь Артинского района.
«Поповцы» представляли собой наиболее умеренные круги старообрядцев:
они признавали законность государственной власти, считали официальную церковь
ересью, имели своих священников.
По своей структуре «поповцы» делятся (результат разногласий на
богословской основе) на беглопоповцев (среди них Дьконово согласие с начала 18
века, Лужково согласие с начала 19 века) с центром в г. Новозыбкове Брянской
области, на белокриницкую иерархию (с 1846 г. - в австрийской Галиции), на
Беловодскую иерархию (с 70-х г. 19 века, в начале 20-х г. 20 века распалась по
знаменитой легенде о Беловодье), на Старообрядческую архиепископию Московскую и
всея Руси.
Будет хорошо, если знатоки этой темы, особенно указанных заводских
поселков, продолжат ее, делая акцент на обрядовых, бытовых укладах их
единоверцев, истории их появления на уральской земле, так как длительный
период безбожья образовал разрыв в памяти их потомков, что можно восполнить
лишь благодаря редким энтузиастам, которые должны обнаружиться среди читателей
этого издания.
В. Ганькин
Фото Фреда Гринберга
Ганькин
В. Кто они - местные старообрядцы/ В. Ганькин
// Городок. - 2002. - N 17. - С. 2; N 18. - С. 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!