Старообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и
отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита
Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих
разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные
старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным
книгам;
2. поклонение только иконам «старого
письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного
знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви
«посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления
старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно
пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить
царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся
после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и
беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в
керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в
1737 году).
Эти направления делятся на многочисленные
согласия.
Все эти толки и согласия с этической точки
зрения объединяет религиозная нетерпимость и стремление отгородиться от
общества (от «мира»). Это проявилось в следующих поведенческих требованиях: а)
совместное участие в богослужении или обряде с «мирянами» - страшный грех,
тягчайшее отступление от истинной веры; б) запрет пользоваться их колодцами,
банями; в) держали специальную
«мирскую» посуду, если кто-то воспользовался ими по незнанию, то ее выбрасывали
или сжигали; г) нельзя было с иноверцами здороваться за руку, есть и пить из
общей посуды; д) зачастую на дверях были две скобы - для своих и «чужаков»; е)
место, где сидел иноверец или соскабливалось, или кропилось «святой» водой; ж)
строжайший запрет на брак с иноверцами (только при перекрещении); з) имелись
свои кладбища; и) строжайший запрет на использование сахара, кофе, картофеля,
чая, посещение всяких «бесовских» зрелищ...
Все беспоповцы признают до четырех (из
семи) таинств: а) обряд крещения; б) брачный обряд; в) покаяние (исповедь); г)
причащение.
На территории Красноуфимского района (в
современных границах) были представлены следующие толки и согласия
старообрядчества.
В последней четверти 18-го века в
Ярославской губернии беглый солдат Евфимий и его спутница Ирина основали бегунское
(странническое) согласие в разных районах России, его последователей называли
«пустынниками, странниками, голбешниками». Сами верующие называют себя «истинно-православными
христианами странствующими» (ИПХС). Проповедуя близкий конец света «бегуны» не
признавали плату налогов, отказывались от военной службы, не получали документы
как «явные знатоки антихриста», не имели семью: истинный «бегун» всегда должен
был бегать и скрываться. Среди «бегунов» были так называемые «жиловые»
(пристанодержатели, христолюбцы), которые, давая обет странничества, проживали
легально и содержали тайные молельни, кельи для временного пристанища своих
единоверцев. Это направление
беспоповщины было наиболее конспиративным: думаю, что следы этой веры
можно обнаружить только в частных доверительных беседах, хотя «бегуны» были в
разных уголках бывшего Красноуфимского уезда.
В.Ганькин
Продолжение следует
Ганькин
В. Кто они - местные старообрядцы/ В. Ганькин
//
Городок. - 2002. - N 17. - С. 2; N 18. - С. 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!