Прогулки по Красноуфимску

Улица Ухтомского...

Улица Советская плавно переходит в улицу Ухтомского. До 1956 года эта улица называлась Трактовой. Названа улица в память об А. В. Ухтомском (1876-1905) активном участнике революции 1905 года в Москве, машинисте паровоза, который после поражения вооруженного восстания, миновав заставу войск, 14 декабря вывел из Москвы поезд с дружинниками.


В ночь с 14 на 15 декабря Ухтомский был арестован и без суда и следствия расстрелян карателями. Имя Ухтомского носят район Московской области, Люберецкий завод сельхозмашин, улицы во многих городах.
Первоначально на улице было совсем немного домов брачного типа. На Сосновой и Юртовской горах стоял нетронутый лес. Активное строительство жилья началось одновременно со строительством железной дороги. В 1919 году на улице появилась Красноуфимская дистанция сигнализации и связи, как хозединица Московско-Казанской железной дороги. Дистанция была оснащена деревянными семафорами, телеграфными аппаратами Морзе, телефонным аппаратами системы "Эриксон". В 1925 - 27 гг. деревянные семафоры заменены на металлические, введена электрожезловая система, диспетчерская селекторная связь.

На этой же улице в 1962 году пущен в эксплуатацию первый широкоэкранный кинотеатр города "Космос" на 420 мест. Есть два общежития, одно из них "Магистраль", сдано в эксплуатацию в 1980 году.

Продолжение следует...
Путешествуйте по родному городу вместе с нами.



Утемов, В. Улица Ухтомского: история улицы // Вперед. - 1986. - 29 июля

Медвежий угол


Несколько последних вечеров и одну почти бессонную ночь я провела в Бьорнстаде. Шведском городке, выдуманном Фредриком Бакманом.
Читая книгу у меня было такое впечатление, что я переехала в Бьорнстад и автор помогает мне адаптироваться: знакомит с местными жителями, уголками и местами, с традициями и местными ценностями, с местным жаргоном и особенностями общения. А дальше события идут по нарастающей, и создаётся впечатление, что ты находишься где-то рядом с героями: в хоккейной коробке, на вечеринке или собрании учредителей клуба.
Захолустный Бьорнстад — Медвежий город — затерян в северной шведской глуши: дальше только непроходимые леса. Когда-то здесь кипела жизнь, а теперь царят безработица и безысходность.

Последняя надежда жителей — местный юниорский хоккейный клуб, когда-то занявший второе место в чемпионате страны. Хоккей в Бьорнстаде — не просто спорт: вокруг него кипят нешуточные страсти, на нем завязаны все интересы, от него зависит, как сложатся судьбы.
Эта книга о подростках, но для взрослых. Здесь нет поучений и наставлений про то, как надо воспитывать, но читая, ощущаешь, что книга тебя учит. Ну и о том, что подросток подростку рознь, и порой они оказываются морально сильнее и мудрее нас.

Эта история про хоккейное братство и первую влюбленность, про верность и предательство, про смелость и невероятную силу духа, щемящую несправедливость и боль.
День победы в матче четвертьфинала стал самым счастливым и для города, и для руководства клуба, и для команды, и для ее семнадцатилетнего капитана Кевина Эрдаля. Но для пятнадцатилетней Маи Эриксон и ее родителей это был страшный день, перевернувший всю их жизнь...

Перед каждым жителем города встала необходимость сделать моральный выбор, ответить на вопрос: какую цену ты готов заплатить за победу?
Чему будет отдано предпочтение - сохранению жизни городка, а заодно авторитету денег и влиятельности или все-таки справедливости? Позиции родителей преступника и жертвы понятны и я их принимаю, а вот позиция жителей обескураживает. Но непроизвольно возникают мысли, что в жизни зачастую именно так и бывает и задумываешься, а как поступила бы я?  
К прочтению рекомендую поклонникам творчества Бакмана и не только.
Абрамова Т.А.
библиотека-филиал №1


Река жизни

Рой А. Бог мелочей
Арундати Рой родилась в 1959 году в Индии. Изучала архитектуру в Дели, работала кинохудожником, актрисой и сценаристом. В 1996 году написала свой дебютный роман «Бог мелочей», за который в 1997 году получила премию «Букер».                                                                                                                              Тем, кто привык знакомиться с Индией по  Боливудским  фильмам,  где яркие эмоции, зажигательные танцы, трогательные песни, красочные наряды и счастливый хэппи-энд, эта книга, скорее всего, будет не по нраву.                                                                                                                                                  
Роман имеет сложную структуру повествования, автор словно жонглирует прошлым, настоящим и будущим, «прошлое и будущее оказываются расположенными параллельно настоящему». По словам самой писательницы, место действия романа – «единственная точка на карте мира, где бок о бок живут христианство, индуизм, марксизм и ислам». Это одновременно и философско-психологический, социальный, притчевый, этнографический роман и роман воспитания, и просто горько-пронзительная проза. Семейная сага, даже скорее семейная драма, о непростых отношениях внутри семьи, обусловленных национальными особенностями, традициями, менталитетом, историей, политическими условиям. В центре повествования – зажиточная англофильская индийская семья.  Рассказывая о жизни отдельной семьи, автор затрагивает множество тем: насилие в семье и обществе, неравноправие мужчин и женщин, кастовая структура индийского общества с кастами неприкасаемых и прикасаемых, богатые и бедные, коммунистическое движение в Индии, влияние колониального прошлого на судьбу страны в целом, столкновение доминирующей (западной, английской) и подавляемой (индийской) культур.

                «Мы Бывшие Военнопленные, –  сказал Чакко. –  Нам внушили чужие мечты. Мы не помним родства. Мы плывем без якоря по бурному морю. Ни одна гавань нас не принимает. Нашим печалям вечно не хватает глубины. Нашим радостям – высоты. Нашим мечтам – размаха. Нашим жизням – весомости. Чтобы иметь какой-либо смысл».                                                                                                                                                      
«Чакко заявил близнецам, что, как ни тяжело в этом признаваться, все они сплошь англофилы. Англофильская порода. Люди, уведенные в ложном направлении, увязшие вне собственной истории и не способные вернуться назад по своим же следам, потому что следы эти стерты».                                           
Роман состоит из детских  воспоминаний главных героев – двуяйцевых близнецов Эсты и Рахели. Мать близнецов, Амму развелась с их отцом,  вернувшись в родительский дом, влюбилась в одного из низшей касты неприкасаемых - Велютту, именно его в романе называют Богом Мелочей  и Богом Утраты. По меркам индийских традиций разводиться нехорошо, разведённая индийская женщина (именно индийская к жене брата англичанке это не относится),  не ровня замужним, после развода жизнь женщин как-бы заканчивается, отношение к ним в обществе меняется. Статус же  разведённого мужчины не меняется (Чакко (брат Амму) тоже разведён, но к нему по праву переходит и семейный бизнес, и родительский дом, где Амму живёт с детьми только до тех пор, пока   брат разрешает). Полюбить неприкасаемого, всё равно, что подписать смертный приговор себе: женщину презирают и общество, и семья.                                                
Близнецы по трагической случайности становятся причиной смерти своей двоюродной сестры и возлюбленного матери (на мой взгляд, спусковым механизмом всего произошедшего стала ненависть тётки Крошки-кочаммы к близнецам и их матери).   И всё движется к трагической развязке: семья  рушится, невинные гибнут, виновные не наказаны, разлучённые близнецы, мучимые чувством вины, вынуждены искать свое место в жизни по отдельности. Так и не найдя себя, тридцатилетними возвращаются в родной город она опустевшая, он онемевший «…опустелость сестры ничем не отличается от немоты брата. … одно соответствует другому, вкладывается в другое. Как две ложки из одного набора. Как тела любовников». Рахель и Эста два отдельных человека составляющие единое целое, неразделимое, соединившись, в конце концов, и духовно и физически (да, и такое есть в романе) не обретают успокоения и счастья.
                                                                                                                                                                                                  
Река - полноправный  герой романа. Люди рождаются, растут, влюбляются… и уходят, все уходят рано или поздно, и лишь река «дарующая и отнимающая» продолжает нести свои воды.                                                По словам дядюшки близнецов  «… вся современная история – с ее Мировыми Войнами, Войнами за Мечты, Высадками  На Луне, с ее наукой, литературой, философией, стремлением к познанию – длится не дольше, чем один вдох Земли-Женщины». А люди «длятся не дольше, чем блик в её мерцающих глазах».                 Действительно человеческая жизнь очень скоротечна, и порой очень трагична. Успевайте жить: получайте удовольствие от жизни, помогайте близким и всем, кому можете помочь, любите, надейтесь, радуйтесь малому, ведь крупное таится в мелочах. И читайте хорошие книги.
Самедова Наталья

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск