Река жизни

Рой А. Бог мелочей
Арундати Рой родилась в 1959 году в Индии. Изучала архитектуру в Дели, работала кинохудожником, актрисой и сценаристом. В 1996 году написала свой дебютный роман «Бог мелочей», за который в 1997 году получила премию «Букер».                                                                                                                              Тем, кто привык знакомиться с Индией по  Боливудским  фильмам,  где яркие эмоции, зажигательные танцы, трогательные песни, красочные наряды и счастливый хэппи-энд, эта книга, скорее всего, будет не по нраву.                                                                                                                                                  
Роман имеет сложную структуру повествования, автор словно жонглирует прошлым, настоящим и будущим, «прошлое и будущее оказываются расположенными параллельно настоящему». По словам самой писательницы, место действия романа – «единственная точка на карте мира, где бок о бок живут христианство, индуизм, марксизм и ислам». Это одновременно и философско-психологический, социальный, притчевый, этнографический роман и роман воспитания, и просто горько-пронзительная проза. Семейная сага, даже скорее семейная драма, о непростых отношениях внутри семьи, обусловленных национальными особенностями, традициями, менталитетом, историей, политическими условиям. В центре повествования – зажиточная англофильская индийская семья.  Рассказывая о жизни отдельной семьи, автор затрагивает множество тем: насилие в семье и обществе, неравноправие мужчин и женщин, кастовая структура индийского общества с кастами неприкасаемых и прикасаемых, богатые и бедные, коммунистическое движение в Индии, влияние колониального прошлого на судьбу страны в целом, столкновение доминирующей (западной, английской) и подавляемой (индийской) культур.

                «Мы Бывшие Военнопленные, –  сказал Чакко. –  Нам внушили чужие мечты. Мы не помним родства. Мы плывем без якоря по бурному морю. Ни одна гавань нас не принимает. Нашим печалям вечно не хватает глубины. Нашим радостям – высоты. Нашим мечтам – размаха. Нашим жизням – весомости. Чтобы иметь какой-либо смысл».                                                                                                                                                      
«Чакко заявил близнецам, что, как ни тяжело в этом признаваться, все они сплошь англофилы. Англофильская порода. Люди, уведенные в ложном направлении, увязшие вне собственной истории и не способные вернуться назад по своим же следам, потому что следы эти стерты».                                           
Роман состоит из детских  воспоминаний главных героев – двуяйцевых близнецов Эсты и Рахели. Мать близнецов, Амму развелась с их отцом,  вернувшись в родительский дом, влюбилась в одного из низшей касты неприкасаемых - Велютту, именно его в романе называют Богом Мелочей  и Богом Утраты. По меркам индийских традиций разводиться нехорошо, разведённая индийская женщина (именно индийская к жене брата англичанке это не относится),  не ровня замужним, после развода жизнь женщин как-бы заканчивается, отношение к ним в обществе меняется. Статус же  разведённого мужчины не меняется (Чакко (брат Амму) тоже разведён, но к нему по праву переходит и семейный бизнес, и родительский дом, где Амму живёт с детьми только до тех пор, пока   брат разрешает). Полюбить неприкасаемого, всё равно, что подписать смертный приговор себе: женщину презирают и общество, и семья.                                                
Близнецы по трагической случайности становятся причиной смерти своей двоюродной сестры и возлюбленного матери (на мой взгляд, спусковым механизмом всего произошедшего стала ненависть тётки Крошки-кочаммы к близнецам и их матери).   И всё движется к трагической развязке: семья  рушится, невинные гибнут, виновные не наказаны, разлучённые близнецы, мучимые чувством вины, вынуждены искать свое место в жизни по отдельности. Так и не найдя себя, тридцатилетними возвращаются в родной город она опустевшая, он онемевший «…опустелость сестры ничем не отличается от немоты брата. … одно соответствует другому, вкладывается в другое. Как две ложки из одного набора. Как тела любовников». Рахель и Эста два отдельных человека составляющие единое целое, неразделимое, соединившись, в конце концов, и духовно и физически (да, и такое есть в романе) не обретают успокоения и счастья.
                                                                                                                                                                                                  
Река - полноправный  герой романа. Люди рождаются, растут, влюбляются… и уходят, все уходят рано или поздно, и лишь река «дарующая и отнимающая» продолжает нести свои воды.                                                По словам дядюшки близнецов  «… вся современная история – с ее Мировыми Войнами, Войнами за Мечты, Высадками  На Луне, с ее наукой, литературой, философией, стремлением к познанию – длится не дольше, чем один вдох Земли-Женщины». А люди «длятся не дольше, чем блик в её мерцающих глазах».                 Действительно человеческая жизнь очень скоротечна, и порой очень трагична. Успевайте жить: получайте удовольствие от жизни, помогайте близким и всем, кому можете помочь, любите, надейтесь, радуйтесь малому, ведь крупное таится в мелочах. И читайте хорошие книги.
Самедова Наталья

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск