Последний день войны


Посвящаю светлой памяти боевых товарищей отца - П.Ф. Антонова (от его лица рассказ-быль) и Касима Нигаматова.
"Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои..."
На второй год той проклятой войны очередь дошла и до ребят 1924-го года рождения. Осенью 42-го нас, 14-летних юнцов, призвали на войну. Ребята были из 2-х районов области: Артинского и Нижнесергинского, из Артей и Стадухино, Поташки и Омельково, Андрейково и Сухановки, Артя-Шигирей и Шарамы. Прошли мы ускоренные курсы артиллеристов в Чебаркуле и попали на Степной фронт, которым тогда командовал генерал-лейтенант И.С. Конев. В ту пору враг был силен, хотя после Сталинграда стал пятиться в обратную сторону. Старослужащие нас берегли. Так и говорили: "Сынки, войны на всех хватит. Особо не суетитесь!" Прошли мы с боями от той разоренной воронежской земли до Австрии: были на южном фланге Курской дуги, участвовали в Корсунь-Шевченковской операции, в Яссо-Кишиневской, прошли по Украине, Молдавии, Трансильвании, Венгрии, по северу Югославии. Были потери и санитарные, и безвозвратные. А после форсирования Днепра командиром батареи стал лейтенант Дерябин, накануне форсирования прежнего комбата тяжело ранило. Справка: Дерябин Юрий Иванович родился 21 января 1923 года в Нижнем Тагиле Свердловской области в семье рабочего-горняка, отучился в семилетней школе поселка имени Третьего Интернационала, в Нижнетагильской средней школе №1, окончил среднюю школу №65 города Свердловска (с 1991 года - Екатеринбург), после школы устроился на завод токарем. Окончил два курса Новосибирского института военных инженеров транспорта. В Красную Армию вступил добровольцем в августе 1942 года. В 1943 году окончил Томское артиллерийское училище и в апреле отправился на фронт.


Цитата недели


«Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов» . Н. Гоголь «Нос»



Бесприданница из Нью-Йорка

Закрыла книгу вся в слезах, в расстроенных чувствах: не избыточная, безысходная грусть. А так тяжело начинала читать книгу, порой уж так скучно было мне, но последние 100 страниц скуку развеяли. «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых в доме веселья», прочитав этот подстрочник к названию книги, взятый из Еклезиаста, сразу поняла счастливого конца ждать не стоит!
Мудрый человек, помнит о кратковременности и быстротечности жизни, и поэтому у него нет времени на пустое времяпрепровождение, легкомыслие и безответственность. Мудрый человек старается распределить свои силы и  время  с пользой для себя и близких. Делать добрые дела гораздо тяжелее, чем просто поддаться соблазну и получать все радости жизни здесь и сейчас (ничего кроме пустоты и нравственной опустошённости это не принесёт).
Главная героиня книги Лили Барт  разрывается между «домом веселья» и «домом плача». Её воспитание было направлено на то, чтобы она  вращалась в высшем обществе и была его украшением, т. е. мастерски занималась прожиганием жизни, но денег на такую жизнь ей родственники не оставили. Вот и крутится девушка в этом  высшем обществе, хотя вся её сущность противится всей пошлости и подлости, царящей там. Главная героиня разрывается между желанием жить красиво и роскошно (это возможно только путём вступления в выгодный брак) и стремлением к отношениям, основанным на взаимном уважении и любви. Внутренняя чистота и благородство не дают ей шансов остаться в этом обществе, которое несмотря ни на что, несомненно, притягательно для неё. Волею судьбы и благодаря интригам, Лили оказывается изгнанной из высшего общества. Пристать к другому берегу, к человеку прямому, честному, открытому, но не богатому, увы, у неё не хватило духа.
Так называемое высшее общество окутано паутиной фальши, тщеславия, потворствует собственным желаниям. Крутящееся колесо светской машины запросто переедет любого, кто хоть как-то выбивается из наезженной колеи, пережуёт и выплюнет на обочину жизни, совсем не интересуясь, а выживет ли человек?! Противостояние эпохе, окружающим обстоятельствам, обществу - нелёгкий выбор, и далёко не всем он по плечу.
Мы говорим об обществе потребления, как о порождение 21 века, но и состоятельное и блестящее Нью-Йоркское общество на рубеже 19 и 20 веков, изображённое в книге – это то же безудержное, и не подкреплённое абсолютно никаким трудом потребление.
Р. S.: Главную героиню Лили Барт сравнивают с Анной Карениной,  а автора  называют «Лев Толстой в юбке». У меня лично Лили больше ассоциируется с Ларисой Огудаловой (Островский А. «Бесприданница»), а Эдит Уортон всё-таки не Толстой. Но с удовольствием буду знакомиться дальше с её творчеством.
                                                                                                                                    Н. В. Самедова 

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск