Из цикла «Малоизвестное
о нашем крае»
Известно, что далекую Сибирь с Центром связывал знаменитый
Сибирский тракт. Решение о его строительстве было принято Сенатом в 1733 году,
а двумя годами позже было начато строительство Большого Сибирского конного
тракта. От Москвы он шел через Владимир, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск,
далее от Томской губернии – на Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск. Вдоль
тракта по обе стороны была отведена полоса шириной 64 метра, свободная от леса
и пашни, - для прокорма лошадей и гуртов прогоняемого скота. В середине 18-го
века тракт обслуживало 273 почтовые станции, которые располагались через 20-40
верст (1 верста = 1066,8
метра). На каждой станции было в среднем 5-6 ямщиков, 7
пар лошадей. Средняя скорость передвижения составляла 35-45, наивысшая
(курьеров) – 200-300 верст в сутки. Проезжих пассажиров на станциях ожидала еда
и отдых. На тракте до 40% лошадей занималось перевозкой почты, которая из
Москвы в Иркутск поступала ежедневно. Жители притрактовых селений несли
дорожную повинность, помимо извоза они занимались ремонтом: в инструкции
указывалось – «Крестьяне, отправляемые для ремонта, выходят на работу с утра. С
собой они должны иметь продовольствие на месяц. На каждого рабочего должны приходиться
по две лошади с таратайками и все необходимые инструменты. Вместо себя
крестьяне могут нанять работника, но в любом случае рабочие должны быть в
возрасте от 18 до 55 лет». Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера. После
того, как ремонт дороги произведен, следовало вырубить лес и выкосить высокую
траву по обе стороны дороги. В притрактовых селениях вдоль Московского тракта
извозом занимались от 1/7 до 1/5 жителей.
Кроме этих обязанностей, была и не менее важная –
обустройство лесополосы: «Каждая семья из придорожных селений должна была
высадить на отведенном участке березы по ранжиру. И не дай бог, если они не
принялись: главу семьи тут же укладывали под плети. Зато и березы стояли
сплошным зеленым коридором». Думаю,
читатели помнят их; они высаживались несколькими поколениями, начиная с 1781 по
1905-09 гг., т.е. до открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург, что
подорвало окончательно извозный промысел. Кое-кто говаривал, что вековые березы
были высажены при Екатерине II.
Да, именно в ее царствование были посажены первые березы, но взамен отслуживших
свой век высаживались новые в последующие десятилетия и столетия.