Из цикла «Малоизвестное
о нашем крае»
Известно, что далекую Сибирь с Центром связывал знаменитый
Сибирский тракт. Решение о его строительстве было принято Сенатом в 1733 году,
а двумя годами позже было начато строительство Большого Сибирского конного
тракта. От Москвы он шел через Владимир, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск,
далее от Томской губернии – на Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск. Вдоль
тракта по обе стороны была отведена полоса шириной 64 метра, свободная от леса
и пашни, - для прокорма лошадей и гуртов прогоняемого скота. В середине 18-го
века тракт обслуживало 273 почтовые станции, которые располагались через 20-40
верст (1 верста = 1066,8
метра). На каждой станции было в среднем 5-6 ямщиков, 7
пар лошадей. Средняя скорость передвижения составляла 35-45, наивысшая
(курьеров) – 200-300 верст в сутки. Проезжих пассажиров на станциях ожидала еда
и отдых. На тракте до 40% лошадей занималось перевозкой почты, которая из
Москвы в Иркутск поступала ежедневно. Жители притрактовых селений несли
дорожную повинность, помимо извоза они занимались ремонтом: в инструкции
указывалось – «Крестьяне, отправляемые для ремонта, выходят на работу с утра. С
собой они должны иметь продовольствие на месяц. На каждого рабочего должны приходиться
по две лошади с таратайками и все необходимые инструменты. Вместо себя
крестьяне могут нанять работника, но в любом случае рабочие должны быть в
возрасте от 18 до 55 лет». Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера. После
того, как ремонт дороги произведен, следовало вырубить лес и выкосить высокую
траву по обе стороны дороги. В притрактовых селениях вдоль Московского тракта
извозом занимались от 1/7 до 1/5 жителей.
Кроме этих обязанностей, была и не менее важная –
обустройство лесополосы: «Каждая семья из придорожных селений должна была
высадить на отведенном участке березы по ранжиру. И не дай бог, если они не
принялись: главу семьи тут же укладывали под плети. Зато и березы стояли
сплошным зеленым коридором». Думаю,
читатели помнят их; они высаживались несколькими поколениями, начиная с 1781 по
1905-09 гг., т.е. до открытия железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург, что
подорвало окончательно извозный промысел. Кое-кто говаривал, что вековые березы
были высажены при Екатерине II.
Да, именно в ее царствование были посажены первые березы, но взамен отслуживших
свой век высаживались новые в последующие десятилетия и столетия.
Большой Сибирской тракт был седьмой по счету «Государевой дорогой» после Бабиновской и Верхотурской. О масштабах перевозки и состоянии тракта на 1861 год: «…Провозится ежегодно до 20000 пассажиров, до 18000 арестантов и свыше 3000000 пудов товаров. Будучи еще недавно хорошим, в настоящее время почти непроезжее: между Гробовским и Кленовской до того испорчена, что нет никакой возможности ехать шагом; между Кленовской и Бисертской (так называлось село Афанасьевское) разбита до того, что нет возможности днем безопасно проехать по ней; мосты – набросанные доски, ничем не прикрепленные, - ни гвоздями, ни деревянными шпилями; каждый едущий должен уравнять подвижную слань и часто переправу эту оказывают с помощью приглашенных обывателей». Через два года, в 1863 году: «Начиная от Гробовского до Златоустовской (сейчас село Большие Ключи) дорога почти не поправлялась ни осенью, ни весной и находится в самом дурном состоянии». Заведующий вольной почтой фон Гаузен в 1863 году: «На Кленовской станции при встречах с обозами или проезжими, можно сворачивать в сторону не иначе как ту или иную повозку поднять на вагах, чтобы высвободить ее из глубокой колеи».
Много повидала эта «Государева дорога». Приведу лишь часть
примеров. В 1800 году из Петербурга через Вологду и Вятку прошагал в полном
составе гвардейский полк. Преклоняясь перед прусским фрунтом, Павел I будучи недоволен, как
печатали шаг его гвардейцы, прямо на параде приказал: «Полк! В Сибирь шагом
марш!» Его сын, Александр I,
вскоре вступивший на российский престол, отменил приказ. Гонец догнал
помилованных гвардейцев в Перми. Повернув на 180 градусов, они строевым маршем
вернулись в столицу.
В 1851 году Николай I отправил китайскому императору подарок – астрономические
приборы и инструменты, камины изразцовые. А самым диковинным подарком было
зеркало размером 3,5 метра
на 1,5. Несли его по Сибирскому тракту на руках. На всю дорогу шло 25 месяцев.
По этой дороге проследовали в ссылку А. Н. Радищев,
декабристы и их жены, Ф. М. Достоевский и петрашевцы.
Обустройство этого участка дороги от Перми до Екатеринбурга
было проведено в 1745-1783 годах. Хотя открытие движения произошло в 1781 году,
но официальной датой считается 1783 год, т.е. этому событию 225 лет. В
1798-1811 годах при Пермском губернаторе К. Ф. Моддерахе тракт реконструировали
– расширили, окопали канавами, осадили березами, тонкие места покрыли щебнем,
на речках воздвигли добротные мосты.
Через реку Бисерть при станции Бисертской (село
Афанасьевское) содержался паром с пятью рабочими, такой же паром был через реку
Чусовую.
Сибирский тракт прошел через крепостицы Горнозаводской
линии – Ачит, Бисертский, Кленовской…
По данным ранних исследователей остроги Кленовской и
Гробовской (Гробово Поле) обустроены в 1723 году, Ачидский (так писалось
первоначально) и Бисертский в 1735, Киргишанский – в 1734. Позже появилась
между Кленовским и Киргишанским Березовая застава: дело в том, что расстояние в
32 версты производилось без перемены лошадей, что было затруднительно в период
весенней и осенней распутицы.
Прогоны между станами оплачивались по 3 копейки серебром с
версты и с одной лошади. Надо учесть, что номинал серебряных монет был в 3,5
раза дороже медных.
Указанные остроги были первоначально военного значения.
Так, например, о Кленовском пишется: «Село Кленовское именуется крепостью; село
обнесено деревянной стеной с четырьмя деревянными башнями: две из них проезжие,
с воротами. На каждой башне было установлено по одной пушке и имелись другие артиллерийские припасы».
Когда по тракту стали гнать колодников, то понадобились
кузни, помещения для арестантов, которые назывались - для кратковременного
содержания - полуэтапы и для ночлега, пережидания непогоды - этапы).
Александр I
|
Первым императором, посетившим Урал, был Александр I (вступил на престол
12.03.1801 года, умер 19.11.1825 года). Случилось это в 1824 году, в наших
краях он проезжал в сентябре месяце. Маршрут его был в обратном направлении –
от Екатеринбурга до Перми. В Нижнем Тагиле император посетил местный завод,
присутствовал при отливке ядер, ковке топоров, в Екатеринбурге, куда он въехал
«сопровождаемый радостными восклицаниями восхищенного народа», был на монетном
дворе, гранильной фабрике, госпитале, Верх-Исетском заводе, посетил Березовский
и Пышминский заводы. Император оставил о себе самые теплые воспоминания. Его
называли ангелом-утешителем. В любом месте своего кратковременного пребывания
он оставлял неизгладимые впечатления: бедные получали от его щедрой руки
пособия, виновные – правосудие, невинные – прощение. Так 90 работных людей из
завода Расторгуева были возвращены из Сибири, куда были заводчиком сосланы
несправедливо. Временная императорская резиденция была устроена в усадьбе
Харитоновых-Расторгуевых. В Екатеринбурге он пробыл три дня.
Визит Александра I оставил потомкам историческую достопримечательность. В 1824
году накануне приезда государя, на проспекте, получившем в честь августейшего
гостя наименование Александровский (ныне улица Декабристов) был выстроен новый
деревянный мост через реку Исеть. После проезда по нему императорского кортежа
мост стал называться Царским. В 1889-1890 годах по проекту архитектора С. С.
Козлова Царский мост был реконструирован в каменный, в каком виде он существует
и поныне. Между Екатеринбургом и Пермью Высочайшему кортежу встретились три
партии колодников. Из рук императора
каждый из них получил пять рублей; правда, деньги были изъяты стражей, чтобы
передать им в далеком Тобольске.
Александр II
|
Вторым императором, посетившим Урал, был цесаревич
Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель (родился 17.04.1818 года,
вступил на престол 19.02.1855 года. При нем было отменено крепостное право,
проведены судебная, земская, военная реформы. Убит народовольцами 1.03.1881
года. Кстати, с воцарением Александра II срок солдатской службы был сокращен сначала до 15 лет,
затем 10, в 60-е годы до 7 и 5 лет). Путешествие цесаревича началось 2 мая 1837
года. Маршрут был протяженный: Углич, Суздаль, Вятка, Глазов, Ижевск, Пермь,
Кунгур, Екатеринбург, Уральск, Бугульма, Казань, Саратов, Тамбов. На Урале он
посетил Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Камышлов, Тугулым, Миасс, Златоуст,
Челябинск. Много внимания уделил осмотру заводов, рудников. Наследнику тогда
было всего 19 лет. Впоследствии в честь императора Александра II была переименована Екатеринбургская
классическая мужская гимназия (сейчас школа-гимназия № 9).
В 1906 году на центральной площади Екатеринбурга, у алтаря
Кафедрального собора, был открыт памятник Царю-Освободителю, отлитый из чугуна
на Каслинском заводе на народные пожертвования. Памятник простоял всего 10 лет
и в 1917 году был снесен как символ самодержавной власти.
В свите наследника был поэт В. А. Жуковский. Он вел
походный дневник, там есть такая запись: «Переезд из Перми в Бисерск. Виды по
дороге Урала. Ночевали в Бисерске на почтовой станции. На другой день переезд
из Бисерска в Екатеринбург».
От автора:
Бисерск – это станция Бисерстская, в наше время – село Афанасьевское; этому
селу во многом повезло: здесь ночевал
Радищев по пути из ссылки, здесь 25 мая (5 июня) 1837 года провела ночь царская
свита…
Надо сказать, что о визитах императоров было известно
заранее, поэтому тщательно готовились. В частности, для свиты Александра I тракт ремонтировали,
обустроили его для проезда в три колеи. Императорский кортеж проезжал
соответственно: в середине императорский экипаж, по обеим сторонам – стража.
Император по пути проезда здоровался со своими подданными. Ямщиков, которым
было доверено провести царя-батюшку, накануне исповедовали и причащали.
К проезду цесаревича, будущего императора Александра II, готовились не менее
тщательно. На всем полотне дороги были сделаны насыпи из песка и гальки,
выбоины и грязь настилались жердями и посыпались гравием. В кучера были выбраны
самые трезвые и надежные. На переправах через реки были устроены плавучие
мосты. На каждой станции было подготовлено 80 лошадей. По недостатку их стали
даже из деревень выбирать ямщиков и лошадей под свиту государя и специально
приучать их к дружной езде. Раскладывали огни вдоль дороги и проезжали в ночное
время на этих лошадях при крике народа, чтобы лошади привыкли не пугаться.
В 19-м столетии по Великому Сибирскому тракту проезжали
высочайшие особы рангом ниже: в 1845 году зять Николая I Михаил
Богарнэ, князь Лихтенбергский и Романовский (Максимилиан Богарнэ, герцог
Лейхтенбергский), в 1860-70 годах сыновья Александра II великие князья Михаил Александрович и
Сергей Михайлович.
Автор надеется, что сохранились семейные воспоминания в
притрактовых поселениях на эту тему, в том же Кунгуре, Суксуне, Больших Ключах,
Быково, Бакряже, Ачите, Афанасьевском, Кленовском, Киргишанах.
Валерий
Ганькин
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!