"Отворите мне темницу", или "Кто не сидел, тот не знает жизни"



Каждая власть хочет остаться в памяти народной чем-то значительным, так и в этом году обсуждаемой темой стал вопрос об амнистии. Мне вспоминается драматическое вы­ступление Бориса Ельцина в памятном декабре 1999-го, когда он со слезами на глазах говорил, что уходит, так и рубанул "по-царски": "Я прошу у вас прощения" (вспомни, месяцами не давали зарплату - можно ли забыть и про­стить?!). Все мы под финиш прозреваем, а сколько было его командой наломано дров, совершено деяний - вот какова сила власти, от которой не оторвешь наших деяте­лей. И тут стоит напомнить, что в христианстве есть так называемое "Прощеное воскресенье".
В православии самый долгий в году пост - Великий поет - пред­варяется днем, который именуется Прощеным воскресеньем. В этот день православные христиане на литургии имеют воз­можность слышать чтение Евангелия, где говорится о проще­нии грехов, о посте и о собрании небесных сокровищ: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". В этот день все православные христиане просят друг у друга проще­ния - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредото­читься на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскре­сения Иисуса Христа. В этот день последний раз употребляет­ся скоромная пища (но без мяса).

Кроме этого, есть возможность самому избавиться от из­нанки нашей жизни: "Грешить легко - трудно каяться". В хри­стианстве, а именно в православных церквях, исповедь яв­ляется одним из регламентированных церковными канонами таинств (обрядов), которое иногда именуется также таин­ством покаяния. Исповедь в таинстве покаяния являет со­бой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами от­пускает грехи всем искренне раскаявшимся. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть про­щать грехи, согласно христианскому вероучению, была дана Иисусом Христом своим апостолам (а через них и Церкви в лице епископов: "Примите Духа Святого. Кому простите гре­хи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся".
Исповедь не связана с причастием, это самостоятельное таинство. Если смертно согрешили - сразу стремитесь на покаяние. В случае с грехами в помыслах, словах можно раз-два в месяц очищать душу покаянием, но лучше не тянуть. Такая жизнь должна быть постоянной, подобно тому, как мы постоянно стираем грязное белье. Тогда за постоянство и внимательность Господь будет вас беречь от падений. Ис­поведь является неотъемлемой частью жизни христианина.
Что касается такого понятия, как помилование, то оно по­явилось в российском законодательстве с 1845 года, когда впервые было дано его содержание! Помилование и проще­ние виновных ни в каком случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной вла­сти и может быть лишено действием монаршего милосер­дия. Сила и пространство действия сего милосердия как изъятия из законов общих определяются в том самом вы­сочайшем указе, коим смягчается участь виновных или же даруется им совершенное прощение. "Амнистия" с древне­греческого переводится как "прощение". Это мера, которую применяют к группе осужденных (в отличие от индивиду­ального помилования) со схожим составом преступления. Она может заключаться в полном или частичном освобож­дении от наказания или его замене более мягким. Часто государство, объявляя амнистию, руководствуется не толь­ко идеалами гуманизма и милосердия, но и чисто практи­ческими целями - освобождением мест в переполненных тюрьмах. Новое в применении амнистии отмечается во вре­мя царствования Александра I. Вместо сложных ограниче­ний для отдельных категорий обвиняемых и осужденных, встречавшихся в прежних манифестах, устанавливается де­ление лиц, подлежащих амнистии, на состоящих под след­ствием или судом и приговоренных. При Николае I привле­ченным к суду предоставляется право отказа от прекраще­ния следствия по амнистии. В царствование Николая 1 впервые была произведена систематизация законов об ам­нистии. Во времена Александра II при определении лиц, подлежащих прощению, за основной признак принималась степень наказания. Правом отказа от амнистии находящи­еся под следствием или судом могли воспользоваться в те­чение месяца. Часто российские правители использовали амнистию в качестве политических сигналов. Император Александр II, вошедший на престол в 1856 году, объявил амнистию всем политическим заключенным Российской им­перии: декабристам, участникам Польского восстания 1831 года, петрашевцам. Общественностью такое решение трак­товалось как начало политической либерализации. В связи с победой в Русско-турецкой войне объявлена амнистия осужденным за мелкие преступления, ряду политических заключенных (в частности, осужденным по процессу 193-х) тюремное заключение или каторга заменялись ссылкой.
При Николае Втором было четыре большие амнистии: 1) по случаю коронации в мае 1896 года; 2) по случаю рождения в царской семье долгожданного наследника (сына Алексея) летом 1904 года (30.07); 3) по случаю Октябрьского манифеста в 1905 году; 4) к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.
21 октября (3 ноября) 1905 года была объявлена амнистия за политические преступления. По этому указу освобождались лица, отбывающие наказания за преступления десятилетней давнос­ти. По некоторым статьям срок наказания был сокращен напо­ловину. Присужденным к бессрочной каторге или смертной каз­ни устанавливалось наказание - 15 лет каторжных работ. Полно­стью амнистированы лица, принимавшие участие в стачках, а также осужденные за переход из православия в другие религии, однако с юридической точки зрения здесь идет речь о декрими­нализации этих уголовных статей,
В 1913 году амнистия была объявлена в честь 300-летая Дома Романовых, однако она касалась только мелких преступников. Также было разрешено возвращаться в Россию политичес­ким эмигрантам, покинувшим ее до 1 января 1909 года. Амни­стия 1905 года касалась в основном политических заключен­ных (за исключением террористов). Амнистия 1913 года ка­салась только осужденных за мелкие преступления. За более тяжелые мог быть снижен срок заключения, но не более того. В царской России взяточников и лихоимцев не амнистировали.
Взяточники, сам понимаешь, не извелись и даже пышным цветом расцвели в условиях 15 летнего правления наших "от­цов народа", в условиях, казалось бы, жесткой "вертикали власти", а вот лихоимцы - это те, кто берет большие процен­ты за кредит и другие денежные заимствования: до 1917-го процент был в пределах 5-6, а сейчас не ниже 12-14%, не говоря о пресловутой сети "быстрых денег". Выходит, наша современная жизнь и кредитно-банковская система вся лихоимская, и в этих кабальных условиях поступательное раз­витие "великой и могучей" бесперспективно.
После Февральской революции 1917 года главой Временно­го правительства Александром Керенским была объявлена полная политическая амнистия и частичная амнистия пре­ступникам, отбывшим полсрока за общеуголовные преступ­ления. В результате на свободе оказалось 90 тысяч человек, которых прозвали "птенцами гнезда Керенского".
В первые годы своего правления большевики были настрое­ны на пересмотр прежней пенитенциарной системы с ее после­дующей ликвидацией. В связи с этим первые десять лет совет­ской власти амнистии были довольно частым явлением и при­урочивались к праздничным дням - 1 Мая и 7 ноября. Постепенно частота амнистий снижалась. Сначала отменили амнистию к Международному дню солидарности трудящихся. Чуть позже амнистия стала приурочиваться к каждому круглому юбилею Октябрьской революции. В конце 1930-х-начале 1940-х в Советском Союзе наблюдался всплеск амнистийной активности государства: амнистия 24 февраля 1938-го - к 20-летию Крас­ной Армии, 16 апреля 1938 года - в честь завершения строи­тельства Волго-Донского канала, в 1939 году - амнистия гер­манским гражданам, 16 июля 1940-го - амнистия в честь побе­ды над белофиннами. Всего за этот период из ГУЛАГа выпущено 290 тысяч человек. В этот период НКВД пытался навести по­рядок в разросшемся за годы массовых репрессий лагерном хозяйстве.
После смерти Сталина началась повальная реабилита­ция людей, сидевших по политической 58-й статье. Всего за 1953-1956 годы из лагерей выпушено 1,5 млн человек. После 1950-х годов была восстановлена традиция объяв­лять амнистии по случаю юбилеев Октябрьской револю­ции. В брежневские времена к этому списку прибавилась традиция давать амнистию в честь круглого юбилея по­беды над Германией во Второй мировой войне. К примеру, в честь 70-летия революции в 1987 году из тюрем было выпущено 60 тысяч человек. Последняя советская амни­стия касалась военнослужащих, уклонившихся от воинс­кой службы. Закон о ней был принят 1 ноября 1991 года.
Первой постсоветской амнистией была политичес­кая, в феврале 1994 года Государственная Дума ам­нистировала участников ГКЧП и людей, защищав­ших Верховный Совет в октябре 1993 года.
Также одновременно с ней было принято решение объявить амнистию в честь принятия новой Конституции. Власть продолжилаи советскую традицию "победных майских" амнистий, первая из которых случилась в 1995-м. Отдельно стоит выде­лить чеченские "амнистии" 2003-го и 2006-го, которые должны были способствовать прекращению сопротивления чеченских боевиков. В 2006 году сложили оружие и были амнистированы 546 человек. Тогда, в 2000 году, были амнистированы 206 ты­сяч человек (около 20 тысяч из них имели реальные сроки).
Самой масштабной за время существования неза­висимой России стала амнистия в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне.                                                                                                                                                                                 
Последняя российская экономическая амнистия 2013 года будет действовать полгода и распространяется на 780 граж­дан, имеющих реальные сроки. Можно привести и примеры. Были в советский период масштабные освобождения из "ве­ликих строек" довоенных пятилеток. Так, по указу за №08 1933 года по случаю завершения строительства Беломорка­нала (даже папиросы с таким названием появились) было ам­нистировано 12484 осужденных, 53516 сокращены сроки, 54 получили орден Ленина, 11 - Красной Звезды, восстановле­ны в правах 500; работы были начаты в апреле 1931-го, 02.08.1933 принят в эксплуатацию: 237 км, 128 гидросоору­жений, 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 33 искусственных ка­нала, 12 водоспусков. 25.06.1933-го по нему прошел первый пароход "Чекист", на борту Сталин, Ворошилов, нарком Ежов (вскоре на известном снимке его замарали, так его пост за­нял другой "костолом" - Лаврентий Берия).
На этой почве появились писатели, поэты, драматурги, облас­канные властью, которые строчили, что эти великие стройки из воров, убийц, насильников переделывают криминальный контин­гент: появился термин "перековка". Успешную карьеру сделал своей пьесой "Аристократы" Н.Ф. Погодин, к этой теме примы­кают "Республика "ШКИД", "Педагогическая поэма". Амнис­тия германским гражданам, уличенным в "шпионаже", на са­мом деле выбитым "доблестными" следователями НКВД; в основном это были немецкие коммунисты и евреи, которые были переданы в 1939-м коллегам из гестапо. К.К. Рокоссовский, А.В.
Горбатов, ряд других военных, арестованные "железным" нар­комом НКВД Ежовым, были выпущены новым шефом Лубян­ки Берией и стали известными полководцами Отечественной войны. Так называемая "ворошиловско-бериевская" амнистия по указу от 27.03.1953-го коснулась памятно молодого студента Бори Ельцина: "Было это так. В тот момент в стране шла амни­стия, заключенные возвращались на крышах вагонов, и однаж­ды они ко мне пристали, их было несколько человек, и говорят: давай играть в "буру". А я знать не знал вообще эти карты, в жизни не играл и сейчас терпеть не могу. Ну, а в такой обста­новке не согласиться было нельзя. Они говорят: давай играть на одежду. И очень скоро они меня раздели до трусов. Все вы­играли. А в конце они говорят: "Играем на твою жизнь. Если ты сейчас проигрываешь, то мы тебя на ходу скидываем с крыши вагона - и все, привет. Найдем такое место, чтоб ты уже осно­вательно приземлился. А если выигрываешь, мы тебе все от­даем". Что дальше произошло, сейчас мне сложно понять: или уже я стал понимать в этой "буре" кое-что, потому как опыт приобрел, постепенно проигрывая то шляпу, то рубашку, то та­почки, то спортивные штаны, или потому что они вдруг пожале­ли меня, что-то человеческое проснулось в них, - а это были уголовники, выпущенные из колонии, в том числе и убийцы, -тогда прошла большая амнистия. В Свердловской области та­ких колоний порядочно. В общем, я выиграл. До сих пор не могу понять, как это случилось. Все они вернули, кроме часов. После этой игры они меня больше уже не трогали, а даже зауважали. Сбегают за кипяточком - поделятся. Кое-кто даже кусок хлеба давал. Не доезжая до Москвы, они все разбежались, потому что знали, через столицу им не проехать, потом я ехал на кры­ше, в основном один".
Каждая амнистия имеет и обратную сторону меда­ли: так, из 60 тысяч освобожденных летом 1987-го 16. тысяч к маю 1990-го были вновь осуждены за убийства и другие тяжкие преступления. Другим следствием такой "милости" становятся массовые побеги, вызванные обманутыми ожиданиями.
Вот один из примеров уже из прошлого столетия. По дан­ным МВД РФ, в 1992 году количество побегов по сравнению с 1991 годом выросло на 62,6%. Об отчаянии "побегушников", как, впрочем, и о бдительности лагерной охраны говорят и другие официальные данные: половина этих побегов была со­вершена средь бела дня, лишь 15% побегов сопровождались техническими и прочими ухищрениями, более 20 заключен­ных были в 1992 г. убиты при попытке к бегству только из автоматического оружия.
Тема криминала в постсоветский период очень популярна: десятки авторов, включая женщин, написали сотни книг об "авторитетах", киллерах, убийцах, насильниках, по ТВ идут бесконечные сериалы на эту тему, даже о женских зонах, в моде тюремный шансон, пышным цветом расцвела татуи­ровка, на этом воспитывается отечественный патриотизм при детском пособии в несколько сот рублей.
Бесспорно, амнистия, связанная с окончанием Отечествен­ной войны, войдет в историю действующего президента РФ (второго, теперь уже второго или четвертого, при котором в отсидку пошел сам шеф ГУФСИНа - никогда такого не было ни при царях, ни при большевиках-коммунистах!). Наверное, будут оды, шлягеры, романы об этой милости власти держа­щих, а амнистия 1953-го обязана этим строчкам: "Рано ут­ром проснешься и откроешь газету, на последней странице золотые слова, это Клим Ворошилов и братишка Буденный даровали свободу, и их любит народ". В системе ГУФСИН контингент составлял до 700 тысяч: данные на 01.09.2013 -680000, из этого числа 85% осуждены за тяжкие и особо тяж­кие преступления, порядка 4000 - на пожизненном сроке, в частности, относительно недалеко - в знаменитом централе "Белый лебедь", что в городе Соликамске.
Валерий Ганькин
//Городок. – 2015. – 7 авг. (№32). – С. 18-19

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск