Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина



"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчаст­ливая семья несчастлива по-своему" - Л.Н. Толстой. 
Может, я ошибаюсь, но мы живем в условиях падения нравов, крушения семейных устав, вообще, кризиса базовой опоры семьи: в теле­шоу Гузеевой и иже с ней идет бойкая сводня одиноких молодых людей, и тем более это делается быстрее, чем раньше
торговали лошадьми. Семейная жизнь полна разных коллизий и интонаций: "Не надобен и клад, когда у мужа с женою лад; Не пил бы, не ел - все б на милую глядел; Красна моя ягодка, яблочко мое налив­ное; Здравствуй, милая, хорошая моя, - чернобровая, похожа на меня; Ты мой свет в окне, ясен месяц, красное солнышко; Жена не гусли; поиграв, на стенку не повесишь; Жену выбирай не гла­зами, а ушами (по славе); Муж как ворона, но все же оборона; Муж хоть и не гож, а чужая не трожь; Живем не пышно - нигде не слышно; Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца; Силою мил не будешь; Замуж идет - песни поет, а вышла - слезы льет; Невестой прелестна, а женою кочерга; С дураком связать­ся - не развязаться; С умным может прожить каждая, а с дура­ком только умная; Какова голубка, таков и голубь; Не мил телом, не угодить и делом; Крестом любви не свяжешь; Была бы по-стелюшка, а милый найдется; Хорош соболек, да измят; береги дочь до венца; Не мать велела, а сама захотела; пожила млада -всего отведала; Чужого мужа полюбить - себя погубить; Муж в шанцах, а жена в танцах; Муж за волками, а жена за молодцами; Муж по дрова, а жена со двора; И стала наша Арина ни пава, ни ворона; Сваха лукавая - змея семиглавая; Свату первая чарка и первая палка; С мужем - нужа, а без мужа - и того хуже, а вдовой и сиротой - хоть волком вой". Развод - формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супруга­ми. От развода следует отличать признание брака недействи­тельным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончи­ны одного из супругов.
Супружеские отношения регулировались с незапамятных вре­мен: а) институт развода почти столь же древен, как обычай заключать браки. В Кодексе законов Хаммурапи (Древний Ва­вилон, середина XVIII века до н.э.) есть параграфы о разводе. Жена могла получить развод, если муж унижал ее. При этом он должен был вернуть ей приданое, отдать половину совмес­тно нажитого имущества. Она забирала и детей, а он должен был платить алименты; б) частая смена партнеров в браке могла быть полезной для человечества в древние времена, так как получалось потомство с большим генетическим раз­нообразием. Это позволяло кому-то из многочисленных детей выжить при страшных эпидемиях или катастрофическом из­менении климата.

Церковный устав князя Ярослава: "Аже поидеть жена от свое­го мужа за иные муж или иметь блясти от мужа, ту жену понятии в дом церковный". Из тогдашних наставлений: "Отврати очи от жены красивой, потому что любодеяние женщин в глубине глаз; взор любодейки, как стрела, ядовитый паразит наружи и яд впус­тит в сердце и мысли, приманка - речи ее, силками губ своих увлечет в блуд...". Даниил Заточник: "Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать; дырявая ладья одеж­ду замочит, а злая жена всю жизнь своего мужа погубит". Домострой: "Если подарит Бог жену хорошую, это дороже камня дра­гоценного. Следует учить мужьям жен своих с любовью и на­ставлять с умом. Должна жена спрашивать и советоваться с мужем. Дурных и неприличных разговоров и насмешек не слу­шать и не беседовать об этом". Особенно жестокие эпитеты да­вала церковь: жена - "ветер северный, гостиница поганая, сово-купленница бесовская, ненасытная похоть, домовая буря, мно­гим потоп, сердцу копье, грехам учительница", "и жену свою люби, и в законе живи по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним и в Великий пост любви избегайте". Что касается законодательств до 1917 года, то при­веду наиболее значимые. Так, при Петре 1, по его указу от 20(31 ).01.1714 года, все дворянские дети ("недоросли") должны были служить Отечеству по военному или гражданскому ведом­ству, и им было запрещено жениться до окончания обучения. Сам же Петр, женатый по настоянию матери в 16-летнем возрасте, самовольно расторг церковный брак с Евдокией Лопухиной, ко­торая была последней русской царицей, а дальше пошли сплошь немки и с Петра Ш и самозванки - Екатерины II, с нее на россий­ском престоле были императоры немецких кровей, которые только "приватизировали" фамилию династии Романовых. Известна ис­тория Александра II и Екатерины Долгорукой, с которой импера­тор сожительствовал и имел 3-х детей при живой императрице. Брачно-семейное законодательство Российской империи предус­матривало ряд запретов и ограничений. Лицам моложе 21 года требовалось разрешение на брак от родителей. Не дозволялось жениться солдатам и матросам срочной службы, неуспевающим студентам, а также разведенным, чьи браки были расторгнуты из-за совершенной ими супружеской измены. Вдовым православ­ным священникам запрещалось вступать во второй брак (тако­вой должен был или отказаться от сана, или перейти в монахи), а православным мирянам - в четвертый. Подавляющее большин­ство разводов вызывалось "доказанным прелюбодеянием", то есть изменой одного из супругов, причем для доказательства чего тре­бовалось два условия: 1) наличие двух свидетелей; 2) сходство показаний супругов-рогоносцев. Драма Анны Карениной в извес­тном романе Л.Н. Толстого не совсем понятна современному читателю, а дело вот в чем: если она признается, что изменила, то ей запретят повторно выходить замуж и сын останется у отца; если сам Каренин оговорит себя, то он не может создать новую семью, в крайнем случае церковь через семь лет может сделать это, но тогда Анна может официально стать женой Вронского и сын останется у нее. На этой бюрократической почве были лов­качи-адвокаты, которые за немалую взятку обходили эти препо­ны. При первой всероссийской переписи 1897 года на 1000 муж­чин приходился один разведенный, на 1000 женщин - две. В дво­рянской среде во времена, описанные писателем-графом, расторгалось ежегодно всего несколько сот браков; в 1913-м на 1,5 млн браков приходилось 5600 разводов.
Конечно, и тогда были гражданские браки, в частности, среди революционеров разных мастей и оттенков - эсеров, большеви­ков, анархистов... Например, В.И. Ульянов-Ленин и Н.К. Круп­ская были венчаны, таково было условие для совместного пре­бывания в сибирской ссылке, которая кончилась 115 лет назад: они вместе с группой своих молодых тогда соратников в февра­ле 1900-го добирались по льду реки Енисей до железной дороги (Ачинск), преодолев на лошадях 300 верст. Однако совместная жизнь без церковного обряда считалась противозаконной, адетя "незаконнорожденными", а если женщина ушла от мужа, то сын от нового сожителя считался от "законного", а в случае его смер­ти она даже получала пенсию по случаю потери кормильца. Если "незаконный" отказывался от сожительства, то покинутая не могла требовать от него никаких компенсаций. Тогда могли под­вергнуть тюремному наказанию за двоеженство.
Что касается "незаконнорожденных детей", то это была боль­ная проблема в дореволюционной России. Ведь такая запись была в удостоверении личности. "Ненужный", "не нужно рожденный" -виноютому было, по мнению Василия Розанова, три причины: 1) огромный контингент девушек, остающихся вне брака; 2) от от­сутствия развода или запрещения вступать в новый брак; 3) от ограничения на брак в отношении солдат и матросов срочной службы, офицеров, только-только начавших службу; студентов. Таковым "ненужным" был Р.Я. Малиновский, его мать Варвара Николаевна Малиновская "гульнула", будучи то поломойкой, то прачкой, с самим полицмейстером (полковником) города Берди-чевЯкимом Ивановичем Буниным, дальним родственником из­вестного писателя. А сам маршал в 1946-м оставил первую жену Ларису Ивановну, которая по случаю его "гульбы" написала Н.М. Швернику, председателю партконтроля; но такой компромат ос­тавлен Сталиным без внимания. Повторный донос в 1954-м не тронул каменное сердце Никиты Сергеевича Хрущева, который тоже был во втором браке. Послабление было сделано для "не­законных", которые получили фамилию и отчество по воспреемнику ("крестному"), а по закону от 02.06.1902 г. могли носить фа­милию матери, исключена была позорная подпись из метрики, а отцовство доказывалось гражданским судом, причем отец ре­бенка там мог отрицать факт своего отцовства. Есть нейтраль­ное название "Богом данный", отсюда фамилия - Богданов. Ин­тересные факты я нашел касательно наших краев. Сибирский обербергмат послал 17.10.1726 года предписание на уральские горные заводы, чтобы "в новых местах не было корчемства, ссор, драк и богомерзкого блудодеяния. И еще корчемство и курвы запрещаются не только за городом, но и в городе". Через год генерал В.И. Геннин на заседании горной администрации: "В Ека­теринбурге умножилось боляших. одержимых "французской бо­лезнью". А понеже оная скорбь приключается от блуда с потаен­ными курвами, того ради как возможно наведаться всеми мера­ми о курвах и ежели такие здесь сыщутся, то их брать и разыскивать, с кем блуд творили, дабы оный блуд и беззаконный грех прекратить, ибо от такого мастеровые и работные люди безвременно пропадают, отчего в заводских делах чинится ос­тановка, a интересу- убыток". Анекдотичный случай произошел на Суксунском заводе. В 40-х годах 19-го столетия из Министер­ства внутренних дел по городам и весям пошли такие циркуляры - "Правила содержания борделей" и "Правила публичным жен­щинам" (1 844 год). Начальство этого завода поняло это букваль­но: "В Суксуне таковых нет, но зачастую замужние женщины и солдатки предаются распутству, но никогда еще не встречалось случая, чтобы они обратили распутство свое в ремесло". Началь­ник горных заводов генерал В.А. Глинка растолковал: "Вы поня­ли в совершенно превратном смысле; дома для публичных жен­щин вовсе не предписывается учредить, как Вы думаете, а толь­ко разрешается допускать их открытие". Легализация этих заведений привела к открытию таких заведений по всей империи; на Урале такие заведения были в губернской Перми, торговом Ирбите, в Екатеринбурге с населением 30 тысяч таковых в 1875 году было 48. Эта тема вошла и в русскую классику: "Воскресе­ние" и" Живой труп" Л.Н. Толстого. "Яма" А.И. Куприна.
В патриархальной (крестьянской, мещанской, купеческой) сре­де зачастую браки совершались по сговору родителей и, как пра­вило, молодые впервые видели друг друга только при венчании. Вспомнил песню "У церкви стояла карета...". Были случаи отча­янного сопротивления: "Без совету дяди моего и иных сородичей отдают меня в замужество за гулящего человека, за пропойца и за шеровшика (любителя табака), за него замуж нейду. А буде она, мать моя за него, гулящего, силою в замужество отдаст, и я сама на себя руки подыму: утоплюсь или удавлюсь, а с ним не буду жить". Родители при таком браке рассуждали: "Стерпится -слюбится; молоды - зелены; помучатся - научатся". При неудач­ной жизни оправдывались: "Где кому быть, дак конем не объе­дешь; что знал бы всяк, где пасть, так солому бы постелил". Хотя в большинстве случаев браки заключались по взаимному согласию молодых. Распространены были браки "с убегом"; после молодые все же приходили с повинной. В деревенской среде в отношении неверных жен и порченых девок вершился семейный самосуд, в чем автор надеется на знание и начитанность читате­лей. На разлад в семейной жизни серьезно влияли отходниче­ство, дальние поездки, солдатчина, войны. У уральцев муж-до­мосед не пользовался уважением: его место - в i юле, на промыс­ле, на службе, в торговой лавке - "от хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки дымом. Не хочет де от своей бабы уйтить, дома сидит, ребят ковыряет". В казачьей среде при долгих служебных командировках (из Красно-Уфимской крепости казаки на орен­бургские границы наряжались на полгода) появлялись "шутовки", которые появлялись "охочим" мужчинам в виде его возлюблен­ной, наговаривали ему с три короба всякой всячины, сводили с ума горячими ласками и поцелуями, сладкими песнями, и дело слажилось. В.И. Даль свидетельствовал, что казачки шьют себе сарафаны с девятью пуговицами (9-я на заветном месте).
Октябрьская революция изменила позицию Русской право­славной церкви в отношении разводов: поместный собор в 1918-м признал 12 причин для расторжения брак, в частности, пре­любодеяние или вступление одной из сторон в новый брак, противоестественные пороки, венерическое заболевание, безвестное отсутствие, осуждение, покушение на жену или де­тей, душевная болезнь и другие. Например, был сокращен срок безвестного пребывания с 5 до 3 лет. До 1917 года семейное избивание не считалось поводом для развода: считали - "Бьет, значит, любит", "Бью не чужую, а свою", "Жалей, как шубу, а бей, как душу", "Бить их надо - бабу да не бить, да это и жить будет нельзя". Православная церковь XXI века расширила этот перечень: основанием для расторжения церковного брака явля­ются также заболевание СПИДом, хронический алкоголизм при соответствующем письменном заключении органов медицины, наркомания, совершение аборта при несогласии мужа, причем просить церковный суд может один из супругов, который этих правил не нарушал. Что касается советского периода, то дек­рет ВЦИК и СНК РСФСР от 18-19.12.1917 года "О гражданс­ком браке" учредил ЗАГСы; были установлены принципы еди­нобрачия, добровольности вступления в брак, уравнены права супругов и детей, свободы расторжения брака. Тогда же утвер­дилась "презумпция виновности мужчин" - факт отцовства ус­танавливался только по показаниям матерей. Второй Семей­ный кодекс от 1926 года сохранил этот пункт, кроме того, в ЗАГСе со слов матери-одиночки записывался адрес отца, место рабо­ты, с него же взыскивались алименты в размере 1/3 заработка: "должен же кто-то содержать ребенка, матери лучше знать, кто отец ребенка", а также в практику вошел "заочный развод", тог­да же дети передавались только матери. Кроме того, необходи­мо было уплатить 100 рублей, и была обязательная публикация в газете о таком неординарном событии. Несмотря на неоднок­ратные изменения закона о семье и браке, как в сторону ужесточения в 1936-м и в 1944-м (тогда были запрещены аборты, за что было предусмотрено даже уголовное наказание с 1936 года, 50% уголовных дел по этой статье совершались по доносу со­седей), так и в сторону либерализации в 1955, 1965, 1969 и 1995-м, принятом в последнем указанном году, с той разницей, что при наличии общих детей в возрасте до 18 лет брак расторгает­ся не в ЗАГСе, а в суде даже при взаимном согласии супругов на развод. Впрочем, в этом случае "суд расторгает брак без выяснения мотивов развода".

Не все знают, что по указу от 15.02.1947 года был запрещен брак с иностранцами: отменен 24.10.1953-го; а сейчас славянки выходят за всех - разных наций, вероисповеданий, цвета кожи. То, что традиционная семья переживает кризис, говорят цифры: в 2008-м на 1178 тысяч браков приходилось 703 тысячи разво­дов (около 60%), в 2003-м на 1091,8 тысячи - 798,8 тысячи, в 2010-м на 1215,1 тысячи - 639,3 тысячи. Если в 1906-м внебрач­ные дети составляли 2% родившихся, в 2013-м - 23%.
В современносги в моде гражданские браки, так называемые "нетрадиционные" браки с большой разницей в возрасте, "проби­рочные" и суррогатные дети. Среди наших вождей во втором браке были Сталин и Брежнев, имевший ППЖ, сохранил семью из-за детей; Андропов оставил первую жену. О современных пра­вителях, олигархах, чиновниках из их окружения, чиновников раз­ных рангов - мэров, губернаторов, министров, так называемых "звезд", читатель наслышан и информирован. Есть сдерживаю­щие причины развода - это общие дети, состояние здоровья од­ного из супругов, отсутствие жилья, страх перед одиночеством, недостаточный денежный доход. Дело доходит до курьезов: если супруги, не имеющие возможности разменять жилплощадь, жи­вут в одной квартире, то обоим идти некуда; бывает, что он или она приводят новую половинy, и такой кошмар возможен только в наших условиях - в самой демократической стране мира с са­мым высоким уровнем рейтинга первого лица, который подал высокий пример мужчинам РФ! Неограниченная свобода разво­да не означает, что люди, которые ею пользуются, всегда созда­ют новую счастливую семью. По данным на 2012 год, разведен­ные мужчины до 45 лет лишь в 54% стояли в новом браке или сожительстве, а среди женщин - лишь 40%. Между прочим, во­шедшая в поговорку "лебединая верность" несколько преувели­чена. Только малый лебедь действительно вступает в брак на всю жизнь. Но разводом кончаются 5% браков лебедей-кликунов и 10% лебедей-шипунов (в России на 100 браков среди людей разводом кончаются 53). Вопреки популярному мнению, повтор­ные браки распадаются чаще, чем первые. Во втором браке суп­руги сталкиваются с теми же проблемами, что и в первом, но к ним зачастую добавляются сложные отношения отчима с деть­ми жены. Развод у других конфессий, как то: католиков и протес­тантов, мусульман и иудеев, тоже имеет место - развод со свои­ми особенностями, но это вне рамок моей статьи.
И напоследок, что за морем-океаном. В одном английском городе существовал забавный обычай. Тому, кто, придя в цер­ковь и положа руку на Библию, поклянется, что в течение года он ни разу не пожалел о своем вступлении в брак, бесплатно выдавался в награду большой окорок. Летопись сообщает, что за 530 лет обнаружилось всего 8 претендентов на почетный приз.
Древние римляне-мужчины соблюдали целомудрие, брали лишь по одной жене, и их брак был нерасторжимым. Женщины выходили замуж лишь раз в жизни, мужчинам же разре­шалось несколько браков. Как же разрешалось это противо­речие? Очень просто: надоевшую жену муж просто убивал.
У африканского племени Нарагу есть обычай, согласно ко­торому люди, вступившие в брак, должны целый год, не сни­мая, носить маски, если маски не снимаются, то брак рас­торгается просто по прошествии года.
До XVIII века в Уэльсе для процедуры развода использова­лась простая метла. Надо было выпрыгнуть из дома через метлу, поставленную в дверях, - и вы свободны! Правда, с годами расторгнуть брак становилось все тяжелее. На остро­ве Ява издано постановление, согласно которому каждый ре­шивший развестись должен сначала посадить пять деревьев.
По традиционному английскому праву один из вариантов раз­вода заключался в выставлении жены на продажу по цене не менее 1 шиллинга, и, если кто-нибудь ее покупал, процедура считалась совершенной. Даже в XIX веке это еще встреча­лось! Один фермер (Джозеф Томпсон) продал жену за 12 шил­лингов и щенка ньюфаундленда.
Религиозные лидеры Сингапура и Малайзии заявили о при­дании юридической силы определенным SMS-сообщениям, переданным по мобильному телефону: для развода мусуль­манин должен повторить это сообщение трижды, а затем под­твердить его в шариатском суде.
В одном из эмиратов Объединенных Арабских Эмиратов приняты правила развода мусульман при помощи SMS-сообщения: сообщение о разводе должно быть отправлено му­жем, и в сообщении не должно содержаться ошибок.
В Черногории существовал обычай: мужчина и женщина в при­сутствии свидетелей брались за разные концы пояса и рассека­ли его пополам. После этого они считались разведенными.
Но самая простая процедура развода существует у жите­лей островов Бижагош у западного побережья Африки. Ини­циатором может выступать только женщина, и для развода ей нужно сделать только одно действие. Островитянка про­сто должна выкинуть вещи мужа из дома.


Валерий Ганькин
//Городок. – 2015. – 28 авг. (№35). – С. 18-19,11 сент. (№37). – С. 19

1 комментарий:

  1. Хеј, тако сам узбуђена што се мој брак и мој муж вратио након што је мене и наше двоје деце оставио због друге жене. После 8 година брака, мој муж и ја смо се свађали, све док ме коначно није напустио и преселио се у Калифорнију да буде са другом женом. Осећао сам да је мој живот готов и моја деца су мислила да више никада неће видети оца. Трудила сам се да будем јака само за децу, али нисам могла да обуздам болове који су ме мучили, срце ми је било испуњено тугом и болом, јер сам заиста била заљубљена у свог мужа. Мислим на њега сваки дан и ноћ и увек желим да ми се врати, била сам стварно узнемирена и била ми је потребна помоћ, па сам потражила помоћ на мрежи и наишла сам на веб страницу која је сугерисала да ми др Апата може помоћи да се брзо вратим , Па сам осетио да треба да пробам. Контактирао сам га и он ми је рекао шта да радим и ја сам то урадио, а онда је он урадио (љубавну чаролију) за мене. 48 сати касније, мој муж ме је назвао и рекао ми да му ја и деца толико недостајемо, тако невероватно!! Тако да се вратио истог дана, са пуно љубави и радости, и извинио се за своју грешку и за бол који је нанео мени и деци. Тада је од тог дана наш брак сада био јачи него раније, а све захваљујући др АПАТИ. он је тако моћан и одлучио сам да поделим своју причу на мрежи Др. Апата је прави и моћан точак за које ћу се увек молити да дуго живим да помогнем својој деци у невољи ако сте овде и требате свог бившег назад или свог мужа преселио се код друге жене, не плачи више, контактирај овог моћног чаробњака одмах. Ево његовог контакта: Пошаљите му е-пошту на:драпата4@гмаил.цом, можете му послати и Вхатсапп/вибер са овим бројем (+447307347648), хвала

    ОтветитьУдалить

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск