Село Чёрная
Речка возникло в
начале 20 века. В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не
существовало. В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение
крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой.
Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте
расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о
посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал
уже в декабре 1911 года. С большой долей вероятности, учитывая названия
соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский"
и есть наша Чёрная Речка.
Итак,
изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в
соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве
Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем -
обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.
В первой
половине 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое
хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном
непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа.
Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких
вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова,
скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной
трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный
страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника.
Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.
На Урале
добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До
революции в Красноуфимске жили скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин Владимир
Илларионович сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке
Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть,
одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".
Первым
промышленным предприятием в ЧР был Чернореченский лесоучасток лесного отделения
Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова
для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги.
Вероятно, Казанский лесоучасток был образован в конце 20-х годов прошлого века.
Прекратил свою производственную деятельность на территории ЧР лесоучасток в
начале 60-х г.
Вторым
промышленным предприятием стал Чернореченский лесопункт Красноуфимского
леспромхоза. Красноуфимский леспромхоз (сначала называвшийся лесоучастком,
затем мехлесопунктом) был образован в 1932 году. Можно предположить, что
примерно в это время и возник Чернореченский лесопункт. По сравнению с
Казанским участком лесопункт быстро рос и к середине 50-х годов превратился в
мощное лесозаготовительное предприятие.
После
восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, в Советском Союзе
стала развиваться промышленность в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого нужно
было увеличить пропускную способность железнодорожной магистрали, соединяющей
центр страны с Востоком. В апреле 1958 г. на участке Казань - Свердловск было
открыто движение на тепловозной тяге, а в 1959 г. проведена полная замена
паровозов на тепловозы. В 1960 - 1965 г.г. на линии Казань - Свердловск
проводилось строительство вторых путей. Мехколонна №33 треста
"Югстроймеханизация", возводившая ж.д. насыпи и пути и Мостопоезд
№406, строивший виадуки и мосты, стали базироваться в ЧР. Население посёлка в
это время выросло до 2,5 - 3 тыс. человек. По воспоминаниям Некрасовой Т.П.,
работавшей секретарём избирательной комиссии, в посёлке в один из годов начала
60-х было зарегистрировано порядка 1200 избирателей. Документально установлено,
что в 1962 г. на избирательном участке по выборам в Верховный Совет СССР в п.
Ч. Речка было зарегистрировано 852 избирателя.
С середины
60-х годов население посёлка начало неуклонно сокращаться. Во-первых, была
истощена лесосырьевая база лесопункта, во-вторых, было закончено строительство
вторых путей в районе Красноуфимска и строители покинули ЧР. В 1973 году
Чернореченский лесопункт был закрыт, что послужило началом ликвидации всех
культурно-бытовых учреждений и постепенного оттока населения. От полного
исчезновения ЧР спасает только наличие ж.д. станции.
В настоящее
время из всех благ цивилизации в посёлке имеется электричество, водоразборная
колонка с электронасосом, телевидение, спутниковый таксофон и ж.д. станция.
Нельзя не отметить, что в посёлке имеется свой фельдшер - это местный житель
Пикулева Тамара Михайловна.
Источник: Информационный
портал ГО Красноуфимск
//Твой посредник. – 2015. - №27. – С. 10-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!