Светит в темень позолотой
Размалевана луна.
Ой, вы, кони-самолеты,
Пуховистые снега.
Словарь С. Ожегова дает
такое определение: "Сани - зимняя повозка на двух полозьях". Сани
являются древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной повозки. Сани
известны с древнейших цивилизаций - шумеров, ассирийцев, им не менее четырех
тысячелетий.
Старинные сани имели вид
лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося в
передке, в котором можно было лежать. В них чаще всего запрягали одну лошадь,
верхом на которой сидел кучер.
До XVII века езда на санях вообще считалось
более почетной, чем в экипаже, и поэтому без саней не обходился ни один
торжественный выезд царей, патриархов и других высоких особ.
У знатных бояр особенно у
великих князей, сани отличались богатым убранством. Ездили на них по одному,
редко по два человека. При выездах царя в санях его, стоя, сопровождали два
боярина на запятках и два стольника у царских ног. Царские и королевские сани
обычно оформлялись в виде драконов, лебедей и других животных. Женские сани
были намного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось
сукно.
Большое значение в
обрядовом смысле придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом
случае для невесты предназначались самые нарядные сани, покрытые атласом,
бархатом, пышными коврами. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над
ней соболей, а из церкви - с женихом.
Популярность саней была
огромной. Появились и сани с кузовом, так называемые балочок или кибитка. Без
катаний на санях и салазках с гор не обходились ни проводы зимы, ни знаменитая
Масленица.
Только в конце XIX века спуск на санях по
заснеженным склонам превратился в вид спорта. 12 февраля 1883 года были
проведены первые международные соревнования по санному спорту, в которых
приняли участие спортсмены восьми стран мира. Трасса пролегала в Швейцарии, в
горах между Давосом и Клостерс-Зернойсом. Первые соревнования показались
увлекательными как участникам, так и зрителям. Повсюду стали конструировать различные
сани для спуска с гор по большим склонам. С 1914 года стали проводиться
чемпионаты Европы по санному спорту, а с 1955 года - чемпионаты мира. Санный
спорт включен и в программу Олимпийских игр, хотя соревнования проводятся на
искусственных трассах.
В.И. Даль, известный
этнограф, автор знаменитого "Толкового словаря великорусского языка",
дал подробное описание по этому предмету. Он подразделяет сани открытые и с
верхом. Дорожные сани имели такие названия в народе – "пошевник, общевик,
дровни, полозни". Кроме этого, выделяются сани оленьи, собачьи, детские -
например, салазки.
Приводит он и поговорки:
"Будут сани – поедем и сами", "Телега хлеб возит в дом, сани –
на базар", "Готовь сани летом, а телегу зимой", "Не в свои
сани не садись" и др.
В обширной крестьянской
стране этот вид транспорта был жизненно необходим и чрезмерно популярен во
всевозможных исполнениях – кибитках, дровнях, кошевках. Изготовление саней было
очень распространенным занятием. От этого произошла фамилия
"Санников", которая означает – мастер по изготовлению саней или
дровен. Кстати, эта фамилия встречается не повсеместно, а известна она с
середины XV века:
"У нас деревня Санники, зимой этим промышляем" (В.И. Даль). С санным
промыслом связан еще ряд фамилий: Копылов – "копыл", вертикальная,
связывающая часть саней; Полозняков – "полозняк", изготовитель или
продавец полозьев и др. Мастера по саням были в каждом населенном пункте и
нашего Красноуфимского уезда. Но большой славой пользовались изделия
саранинских умельцев, тем более они изготовляли по комплексной программе -
делали телеги, дуги - рабочие и праздничные, кошевки такого же исполнения,
сани-розвальни.
Известно, что Саранинские
заводы (Нижний и Верхний) неоднократно переживали хорошие и трудные времена.
Спасал кустарный кузнечно-слесарный промысел (так, при подворной переписи 1888-91 г.г. в Верхней Саране было
8 кузен, в Нижней – 60): в них ковали серпы, топоры, кирки, подковы, дверные
петли, клепали ведра, корыта. Некоторые занимались изготовлением конных средств
передвижения. В 20-е годы прошлого столетия кустари объединились в "Единую
трудовую артель", и десятки колхозов юго-запада области пользовались
телегами, санями, дугами профессионалов этого дела из Сараны. Жаль, что это в
прошлом.
Подготовил
Валерий Ганькин
// Городок.
- Красноуфимск, 2011. - 23 дек. (N 51). - С. 19.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!