80 лет освобождения Урала



Весной 1919 года внутреннее положение Советской республи­ки оставалось тяжелым. 11 апре­ля Совет Народных Комиссаров объявил Восточный фронт глав­ным фронтом страны.
Главный удар в направлении Уфа-Самара (с целью выхода к Волге и соединения с деникинскими войсками) наносила Запад­ная Армия Ханжина. Ханжин Ми­хаил Васильевич, 1872-1961 годы - потомственный военный, уроже­нец Оренбургской губернии, из семьи есаула. Воспитание полу­чил в Оренбургском Неклюевском кадетском корпусе и в Михайлов­ском артиллерийском училище. Закончил Академию Генерально­го штаба.

В Колчаковской армии сначала командовал 3-м Уральским корпу­сом, а с декабря 1918 года - ко­мандующий Западной армией. Последнее звание: генерал-лей­тенант. Имел незаурядные полко­водческие способности, отличался храбростью. Эмигрировал в Китай, долгое время жил в Шан­хае. Вернулся в Россию в 1947 году, десять лет просидел во Вла­димирской тюрьме. Умер в 1961 году, в 91-летнем возрасте. Юж­ный фланг Колчаковской армии имел трехкратное превосходство в силах над противостоящей Пя­той армией, в силу чего фронт вплотную приблизился к Самаре, Симбирску и Казани.
Вспомогательный удар Ижевск-Казань в стык Второй и Третьей армий осуществляли войска Гайды, имевшие более чем двойное превосходство. (Радола Гайда, 1892-1948г.г. - чех по происхож­дению, командующий Сибирской армией, Северный фланг). Окон­чил ветеринарное отделение артиллерийского военного училища. В годы первой мировой войны получил звание капитана. Один из организаторов мятежа Чехосло­вацкого корпуса. Адмиралом Кол­чаком произведен за короткое время в генерал-лейтенанты. Снят с должности в январе 1919 года. После гражданской войны жил в Чехословакии, сотрудничал с фашистами. Казнен по приго­вору народного трибунала).
* * *
10 апреля в Симбирске состоя­лось заседание Реввоенсовета Республики с участием Реввоен­совета Восточного фронта, на ко­тором обсуждался вопрос о под­готовке контрнаступления против Колчака. Согласно плану опера­ции армии фронта сводились в две оперативные группы: Южную и Северную.
Северную группу, которая дол­жна была играть вспомогательную роль, составляли две армии: Вто­рая и Третья, а также действую­щая на Каме Волжская флотилия. Командование группой возлага­лось на В.И. Шорина (Шорин Ва­силий Иванович, 1870-1938 гг. Из мещан, окончил юнкерское учили­ще и офицерскую стрелковую школу. Участник 1-й мировой вой­ны, полковник. За бои против Кол­чака награжден орденом Боевого Красного Знамени и Почетным Революционным оружием).
Следует напомнить, что в усло­виях перевеса сил со стороны колчаковских войск еще в 1918 году была успешно проведена Ижевско-Воткинская операция. Она охватила период с 15 сентяб­ря по 16 ноября и выполнена была войсками Второй армии во взаи­модействии с Волжской флотили­ей (командующий Ф.Ф. Расколь­ников, 1892-1939 гг.). Эта опера­ция началась с успешной высад­ки десанта в районе с. Тольяны. 7 ноября Вторая Сводная стрел­ковая дивизия (командир В. М. Азин) при поддержке бронепоез­да «Свободная Россия» освободи­ла Ижевск. В ночь на 13 декабря был освобожден Воткинск, а 16 октября войска Второй армии рассекающими встречными ударами завершили разгром противника. Это была первая операция Красной Армии по разгрому крупной груп­пировки противника. Вторая Свод­ная стрелковая дивизия была на­граждена Почетным революцион­ным Красным Знаменем, а ее ко­мандир В.М. Азин, командир 4-го Сводного полка A.M. Чеверев и командир 3-го Сводного полка А.И. Северихин – орденами Бое­вого Красного Знамени.
Славной страницей боевой ле­тописи Урала стал поход Волжс­кой флотилии вверх по Каме. Памятна дерзкая вылазка трех ми­ноносцев под личным командова­нием Ф.Ф. Раскольникова в тыл белых и захват «Баржи смерти», в которой находились пленные советские и партийные работни­А, обреченные на гибель. За от­личное руководство этой опера­цией командующий флотилией и командир десантного отряда И.К. Кожанов (1897-1938 годы, после­днее звание – флагман флота 2-го ранга) были удостоены также высшей революционной награды. В оперативной сводке 2-й армии от 18 октября сообщалось: «Вол­жская военная флотилия, узнав, что в 30 верстах к северу от Са­рапула, стоит баржа с арестован­ными советскими работниками, вышла из Сарапула вверх по Каме с целью захватить указанную бар­жу. Прибыв, начальник флотилии, выдав себя за белогвардейца, приказал буксирному пароходу, стоявшему на пристани, от име­ни белогвардейского командова­ния взять баржу на буксир и вес­ти ее вниз к Сарапулу. На барже оказалось 522 советских работни­ка, находившихся в ужасном по­ложении: большинство были раз­деты, покрыты только рогожами, вид их был крайне изнуренный. Накануне 70 человек были рас­стреляны. В ночь на 18 октября та же участь ожидала и осталь­ных; радость освобожденных из рук белых палачей была неопису­ема.
* * *
В марте 1919 года началось ге­неральное наступление колчаковских войск на всем протяжении 600-километрового фронта.
Тяжелое положение сложилось на северном крыле красных войск, прикрывших подступы к Вятке, Ижевску, Казани. Сибирская ар­мия Гайды нанесла мощный удар в стык Второй и Третьей армий, с ходу захватив Оханск и Осу. Даль­нейшее ее продвижение было приостановлено упорным сопро­тивлением Третьей армии, укрепившейся в районе железной до­роги Пермь-Вятка.
К середине апреля положение на фронте Третьей армии стабилизировалось. Белогвардейцам не удалось нанести окончательно­го поражения советским войскам и продвинуться к Вятке. Сибирс­кая армия Колчака отказалась от широкого наступления по всему фронту и сосредоточила направ­ление главного удара на Казанс­ком направлении.
На участке Второй армии, при­крывавшей подступы к Казани, противник добился заметных ус­пехов. В тылу советских войск снова вспыхнули мятежи. Пере­правившись через Каму, бело­гвардейцы с помощью мятежни­ков овладели Воткинском, Сара­пулом, Ижевском.
Части Второй армии с тяжелы­ми боями отошли к реке Вятке. В мае Сибирская армия форсиро­вала Вятку и двинулась на Казань, которая была захвачена 7 августа 1918 года. Первая операция по освобождению Казани не увенча­лась успехом. 5-10 сентября вой­ска Пятой армии и Арская группа Второй армии во взаимодействии с Волжской флотилией провели успешную операцию: в результа­те удара по трем сходящимся на­правлениям, ценой большого кро­вопролития Казань 10 сентября была освобождена. Это был пер­вый успех в осеннем наступлении Восточного фронта 1918 года. Здесь уместно напомнить о Вол­жской военной флотилии. Она была сформирована в июне 1918 года в Нижнем Новгороде из реч­ных судов и переброшенных на Волгу кораблей Балтийского фло­та. К концу августа состояла из 3 миноносцев, 9 вооруженных паро­ходов, 2 плавбатарей, 4 катеров и авиаотряда (4 самолета). Уча­ствовала в боях за Свияжск, Вер­хний Услон в 1915 году, Казань, Чистополь (5 мая 1919 года), Елабугу (26 мая), Набережные Чел­ны, Сарапул (2-3 июня), Ижевск, Воткинск.               
Разгром Сибирской и Западной армий Колчака осуществлялся в ходе контрнаступления и наступ­ления Восточного фронта. Контр­наступление Восточного фронта охватывает период с 28 апреля по 20 июня 1919 года. В борьбе за Урал были целый ряд крупных операций: Пермская, Екатеринбургская, Златоустовская, Челя­бинская, Уральская. На Вторую и Третью армии, которым придава­лась Волжская флотилия, возла­галось освобождение Северного, Западного и Среднего Урала. На Северном (вспомогательном) фланге Восточного фронта контр­наступление началось с проведе­ния Сарапульско-Воткинской опе­рации - с 25 мая по 12 июня 1919 года.
25 мая войска Второй армии форсировали реку Вятка, и части 28-й стрелковой дивизии после двухсуточных боев 26 мая заняли Елабугу. Бойцы Азинской дивизии 1 июня заняли Агрыз, но 3 июня белым удалось оттеснить Красную армию, и только 4 июня уже 7-я стрелковая дивизия снова вошла с боями в него.
12 июня 5 стрелковая дивизия в районе с. Галаново (Камбарский завод) форсировала Каму и захватила плацдарм на ее левом берегу. Контрнаступление успеш­но развивалось: 2 июня был за­нят Сарапул, за что 28-й стрелко­вой дивизии было дано почетное название «железной», Ижевск - 7, Воткинск - 11, Янаул - 19 июня, Чернушка - 25 июня, Бисертский завод - 12 июля, Ревда - 13 июля. Особо необходимо сказать о Пер­мской операции. Она была про­ведена уже в ходе общего наступ­ления Восточного фронта (2 июня - 7 января 1920 г). Ее осуществ­ляла Третья армия, командующий С.А. Меженинов (Меженинов Сер­гей Александрович, 1890-1937 г.г.). Из дворян, закончил 2-ой Московский кадетский корпус, Казанское военное училище, Ака­демию Генштаба, Киевскую шко­лу лейтенантов. Участник 1-й ми­ровой войны, капитан. В РККА с 15 августа 1918 года).
Главный удар наносился в на­правлении Перми, а на Красноуфимском направлении осуще­ствлялся вспомогательный. Си­бирская армия предприняла контрнаступление, ей удалось оттес­нить красные части и занять Гла­зов, но позже ситуация была пе­реломлена: Глазов был освобож­ден 2 июня, в Пермь красные ча­сти вошли 1 июня, за день до это­го от белогвардейцев освободи­ли Кунгур.
Взвился 4 июля 1919 года крас­ный флаг над Красноуфимском, это благодаря разгрому ударного корпуса белых и героизму бойцов 28-й и 35-й дивизий (начдив А.Ф. Кузнецов) Второй и Пятой армий Восточного фронта. За месяц боев войска Северного фланга продвинулись на 350-400 километров, освобождая крупные про­мышленные центры Среднего Урала. Вторая армия в это время вела бои с частями белых, кото­рые создали организованную оборону. В частности, на линии Казанбургской дороги красные части вели кровопролитные бои на этих рубежах - район ст. Бисертский завод, Дружинино. По­этому при проведении операции по освобождению Екатеринбурга был успешно осуществлен рейд подвижной кавалерийской груп­пой Азинской дивизии в обход оборонительных позиций.
Операция удалась, и поздно ве­чером, 14 июля, дивизия Азина и полки 21-й Пермской дивизии вступили в Екатеринбург (начдив Г.И. Овчинников). При отступле­нии колчаковцы вели массовые разрушения железной дороги - подрывали или сжигали мосты, приводили в негодность путь, связь, объекты водоснабжения. Были разрушены железнодорож­ные мосты через Каму у Сарапу­ла и Перми, через Белую у Уфы, через Волгу у Сызрани, через реки Ченца, Ирень. На линии Ка­зань-Екатеринбург, к примеру, были сожжены почти все деревян­ные мосты - через реки Буй, Стреж, Танып, Пут и другие.
Сразу же после освобождения Урала началось восстановление железнодорожных магистралей. Уже 27 июля 1919 года было вос­становлено движение поездов от Перми до Екатеринбурга через Кузино и Калиново. От Вятки (Ки­ров) на участке Яр до моста че­рез Каму у Перми, протяженнос­тью около 30 км, восстановление вели подразделения 1-го Ураль­ского коммунистического желез­нодорожного батальона. Работы шли круглосуточно высокими тем­пами. Участок вошел в строй че­рез 39 суток, а ведь на нем было разрушено 42 моста! Мост через реку длиной 192 метра восстановили за 12 суток. Восстановле­ние же разрушенного моста че­рез Каму у Перми решили вести капитально. Работы шли в три смены и закончились 17 февраля 1920 года - на 2 месяца раньше установленного срока.
Подобная картина наблюдалась и на линии Казань-Екатеринбург. Это была единственная магист­раль, введенная в строй в пери­од гражданской войны. Восста­новление магистрали осложня­лось тем, что в ее зоне шли ожесточенные боевые действия. За­частую некоторые стратегические объекты переходили из рук в руки, так было с Красноуфимском, Щу­чьим Озером, Чернушкой, Ижев­ском и Воткинском, так было с Сарапульским мостом... Наиболее объемные работы предстояли по восстановлению Камского моста в районе города Сарапула и рель­сового хозяйства на участке Дружинино-Красноуфимск, где же­лезнодорожный путь был разоб­ран, в результате чего участок Казань-Екатеринбург утратил транзитное значение.
Об объеме восстановительных работ говори   т следующий факт: было восстановлено 106 мостов, из которых 102 деревянных; в мае 1920 были уложены рельсы на участке от Дружинино до Екатеринбурга. Это дало возможность открыть сквозное движение Москва-Екатеринбург. Такое памятное событие произошло 1 июля 1920 года, когда в Екатеринбург прибыл первый поезд из Москвы. Таким образом, постановление Совета Народных Комисаров от 23 января было выполнено в срок.
На втором этапе ремонтных ра­бот, задачей которого было восстановление регулярного движе­ния, с 1  октября 1920 года, на Казанской дороге героически тру­дились красноармейцы 1-й трудовой армии. Пермская железная дорога дала квалифицированных железнодорожников и вагоны, уральские заводы - рельсы и железо, уральские и сибирские крестьяне -   хлеб.
Летом этого года исполняется восемь десятилетий со времен освобождения Урала. Хочется верить, что в местах сражений времен гражданской войны благодарные потомки почтят память тех кто освобождал родной Урал, кто не жалея сил, трудился на вос­становлении железной дороги которой выпала такая многостра­дальная судьба.
В. УРЖУМОВ
г. Красноуфимск.
Уржумов В. 80 лет освобождения Урала:[Гражданская война на Урале; История железной дороги] / В. Ганькин// Вперед. - Красноуфимск, 1999. - 23 июня. - С. 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск