Голиаф Российской учёности



Родился М. Ломоносов недалеко от Холмогор в Архангельской губернии. Отец его, крестьянского сословия, занимался рыбным промыслом, преуспевал. Мать – сословия духовного. Умерла рано.
В ту пору в России царствовал реформатор Петр Первый. Царь Петр весьма радел в просвещении. Именно им была основана в Санкт-Петербурге Академия наук. Открыл он и несколько высших школ и Славяно-греко-латинскую академию, где и начинал свое образование М.Ломоносов. Пришел он в Москву пешком, с рыбным караваном, девятнадцати лет от роду.
«Вратами своей учености» Ломоносов считал две книги, поразившие в детстве его воображение и возбудившие великий интерес к познанию. Это «Грамматика» Смотрицкого, в которой были даны и основы стихосложения и «Арифметика» Магницкого, в которой были также основы физики и химии. Эти книги он выучил наизусть.

Сказки о мудрости Марка Алданова



АЛДАНОВ Марк Александрович (настоящая  фамилия Ландау) родился 26 октября в 1886 году в Киеве, умер - 25 февраля в 1957году в Ницце, русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

Сын богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В литературе дебютировал книгой "Толстой и Роллан" (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине (1922-24),  затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным основал "Новый журнал". В 1947 поселился в Ницце.
Историософия Алданова, лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок "Армагеддон" (1918), где Алданов говорит о "моральном и умственном одичании" Европы в результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в диалогах "Ульмская ночь. Философия случая" (1953). В качестве гносеологической предпосылки интерпретации исторических фактов Алданов выдвигал тезис о "картезианском состоянии ума", предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (эпохи "Войны и мира"), к которому относился с благоговением.

Цитата недели

- А я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала.
- Зачем?
- Представляешь, какой там контингент? Академики, докторы, философы.
- Ну и что, будешь смотреть, как они читают?
- Много ты понимаешь. Там еще курилка есть...

К/ф "Москва слезам не верит"


МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск