АЛДАНОВ Марк
Александрович (настоящая фамилия Ландау)
родился
26 октября в 1886 году в Киеве, умер - 25 февраля в 1957году в Ницце, русский
писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на
иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил
известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух
веков русской и европейской истории (с середины 18 века).
Сын
богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и
физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В
литературе дебютировал книгой "Толстой
и Роллан" (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был
командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине
(1922-24), затем в Нью-Йорке, где вместе
с М. О. Цетлиным основал "Новый журнал". В 1947 поселился в Ницце.
Историософия Алданова,
лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела
существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок "Армагеддон" (1918), где
Алданов говорит о "моральном и умственном одичании" Европы в
результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в
диалогах "Ульмская ночь. Философия
случая" (1953). В качестве гносеологической предпосылки интерпретации
исторических фактов Алданов выдвигал тезис о "картезианском состоянии
ума", предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие
объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель
истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (эпохи "Войны и
мира"), к которому относился с благоговением.
Фаталистически
окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между
рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его
романных циклов: тетралогии "Мыслитель"
- о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I
("Святая Елена, маленький
остров", 1921; "Девятое
термидора", 1923; "Чертов
мост", 1925; "Заговор",
1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку
борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания ("Ключ", 1930; "Бегство",
1932; "Пещера", 1934-36).
В
своем наиболее значительном романе "Истоки"
(1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в
1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение
Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к
лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства,
банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в
виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах "Начало конца" (1939), "Живи как хочешь" (1952), "Самоубийство" (1957).
На
стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и
контрастное ему стремление к "латинской" отчетливости в духе А.
Франса. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках
отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и
Вагнера до Ленина и Муссолини).
Многочисленные,
нередко блестящие эссе Алданова о "людях катастрофических эпох"
собраны в книгах "Огонь и дым"
(1922), "Современники"
(1928), "Портреты и Новые портреты"
(1931, 1936), "Земли, люди"
(1932), "Юность Павла
Строганова..." (1934).
Калашникова Е.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!