«После П. М.
Третьякова Мамонтов был
одной из выдающихся фигур меценатствующей
Москвы, он создал первую русскую богему —
Абрамцево — наш Барбизон».
Кузьма Петров-Водкин
Годам к 35-ти к Савве Ивановичу
Мамонтову прочно приклеилось прозвище Савва Великолепный — по аналогии с
Лоренцо Великолепным, блистательным политиком и щедрым меценатом из семейства
Медичи, при котором Флоренции пережила небывалый расцвет искусства. Будут,
конечно, в России неординарные купцы-меценаты и после Саввы: Щукин, Морозов… Но
только универсальный Мамонтов, близкий друг Поленова и Репина, покровитель
Васнецова, Серова и Коровина, первооткрыватель Шаляпина и защитник не понятого
публикой Врубеля, инвестор «Мира искусства» и худрук собственноручно созданной «Частной
оперы», «неистовый Савва», «человек-водоворот», «миллионщик» — останется в
истории «русским Медичи».