Гроза в сентябре



Думаю, что даже старожилы Красноуфимска были удивлены громом в первой декаде сентября. Особенно интенсивным были грозовые явления в ночь с 8-го на 9-е сентября.

Такое необычное явление в осенний сезон - не редкость, хотя считается, что с Ильина дня (2 августа) - последне­го летнего праздника - грозы прекращаются: «Илья гро­зы держит».

Метеорологические наблюдения на Урале ведутся с 1836 года - со времени открытия в Екатеринбурге станции по наблюдению погодных явлений.

Картина грозовых явлений такова: первые грозы, - самая ранняя - 1 апреля, самая поздняя, соответственно - 29 августа, средняя - 14 мая; последние грозы, соответ­ственно 4 августа, 24 декабря и 27 августа.

Для примера: в 1957 году гроза прогремела 24 декабря; если не изменяет память, то за полчаса до Нового года в 1970 году шел дождь, гремел гром и сверкали молнии.

В народной хронологии есть такие наблюдения: «Гром в сентябре предвещает долгую осень», «Если осенью гре­мит гром, то зима скоро не наступит», «На Семена - последняя гроза» (Семенов день - 14 сентября – начало «Бабьего лета», - до 21 сентября).

В местной печати был, как всегда, опубликован про­гноз погоды. Он, как всегда, на этот раз не оправдался.

Валерий Ганькин

Ганькин В. Гроза в сентябре/ В. Ганькин  // Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 39. - С. 13

Цитата недели



«… библиотека - место, остающееся в определенном смысле мифическим и загадочным, о котором много написано, но функции и механизм которого до сих пор до конца не познаны…» 
Б. Каланж

Думай о хорошем…



«Читать не вредно, вредно не читать»: неделя восьмая – С. и Н. Пономаревы «Фото на развалинах». Книга зацепила двух человек. Итак, вашему вниманию отзывы на книгу.

Книга Светланы и Николая Пономаревых «Фото на развалинах» захватывает с первых страниц и не отпускает до конца, хотя это не детектив, не приключения и не фэнтези. Это жесткая проза. Во время прочтения у меня возникло ощущение, что это написано подростком, который очень точно помнит свои страхи, свои соблазны, свои ощущения.
Это повесть о том, как не легко подростку принять мир и найти в нем добро вопреки очевидному злу и равнодушию. Это просто жизнь подростков в пору взросления, когда болезненно переживаешь малейшую фальшь отношений, ставишь самые строгие оценки своим друзьям и родителям. Главный герой повести Лесь – Елисей Федоров – фотографирует городские развалины: заброшенные здания, полуразвалившиеся заводы. Его фотографии черно-белые, потому что он именно так видит окружающий мир: унылые люди, уродливый город. Просто сейчас по-другому воспринимать мир он не может, так как проблемы в семье – родители на грани развода, мать пристрастилась к спиртному. Единственной радостью становится любовь к однокласснице Наташе, но и здесь жизнь преподносит неприятный сюрприз - в школе появляется молодой преподаватель истории и все внимание любимой девушки переключается на обаятельного и умного учителя. Лесь придумывает план завоевания сердца своей одноклассницы, но его выполнение приводит к совершенно непредсказуемым результатам. В конце повести к Елисею приходит осознание, что «…за осенью и зимой всегда наступает цветная весна. И ничто не кончается разрушением».
Ю. В. Киселева

Повесть Пономоревых "Фото на развалинах" удостоена первой премии открытого конкурса Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков в 2008 году. Учредители — Российский Фонд Культуры и Совет  по детской книге России. Премия присуждается за лучшее художественное произведение для подростков один раз в два года. Премия с 2010 года имеет международный статус.
         Не могу не высказаться, и пройти мимо, на мой взгляд, замечательной книги. Не так много в последнее время читала я современную литературу для подростков и была несколько удивлена (но приятно удивлена) тем темам, что поднимают  авторы. Взаимоотношение родителей друг с другом (мама пьёт, а папа всеми силами старается убежать из дома), взаимоотношения детей и родителей, рассуждения о вреде алкоголизма, первая влюблённость…
          Подростковый возраст, взросление, вокруг целый мир и как кажется главному герою, направлен против него. Никто его не понимает, девушка не отвечает взаимностью, родителям не нужен… И вдруг так ненавистный учитель истории смог достучаться до подростка, и помочь, и оказывается мир то это не только чёрно-белые развалины, но и целая палитра красок. «Думай о хорошем, делай хорошо и будет легче» - эта теория учителя истории оказывается вполне жизнеспособной и помогает герою повести понять и принять и близких людей и самого себя, и всё вокруг!

Самедова Наталья Владимировна





МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск