Читатель скажет – это же китайский город! Да, сейчас – вот сведения из современной энциклопедии: «Харбин – город на С-В Китая, административный центр провинции Хэйлунзян (кстати, граничит с Приморским и Хабаровским краями, областями – Читинской и Амурской, а также с Еврейским автономным округом. Население – 5282, с пригородами – более 10 млн. (данные за 2010 год), три городских района, два городских уезда, семь сельских районов. Речной порт на реке Сунгари, международный аэропорт, связан высокоскоростной железной дорогой с Пекином, есть метрополитен».
Известно, на конечном пункте в городе
Владивостоке, будучи наследником, Николай Второй заложил камень 19 (3) мая –
июня 1891 года на конечной станции по возвращении с Японии, Транссибирская магистраль
самая протяженная на то время, более 9 тыс. км., а начиналась на станции
Челябинск.
Строилась по проекту контр-адмирала
Копылова при активной поддержке министра финансов С. Ю. Витте в 1897-1903 гг.,
а Уссурийская дорога через Хабаровск была завершена в 1916. Дорога шла по
прямой через Манчжурию, от Харбина была ветка на Дальний и Порт-Артур. Земля
под дорогу уступалась бесплатно. Был для строительства взят займ на 400 млн.
рублей золотом под 4% годовых. Концессия была дана на 80 лет с правом выкупа
через 30 лет. Первый сквозной поезд прошел 1 июля 1903 года. До этого 11 апреля
1898 года инженер Адам Шибловский с 30-ю телегами при 25-ти рабочих с участием
кубанских казаков, близ небольшой китайской деревушки заложил будущий Харбин,
это случилось 1 октября 1898 года. Город строился по единому плану. Первый храм
Св. Николая был срублен в Вологде и привезен сюда, где был освещен 1 октября
1899 года. Каменные здания строились из местного кирпича. Вот как описывает
писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, сам путейский инженер, период
русско-японской войны: «Харбин – русское Эльдорадо, русский Чикаго, русская
Америка. Пять лет назад Харбин состоял из нескольких китайских деревушек с населением
около 1 тыс. человек, теперь в Харбине насчитывают уже до 100 тыс. – 30 тыс.
русских и 70 тыс. китайцев. В Харбине ежегодно обрабатывают 30 тыс. пудов
пшеницы. Все предприятия дают сказочный доход: пивное дело, спиртное. Желаешь
мельницу строить – строй, винокуренный завод – строй, кафештан – строй. Русский
ты, еврей – твое дело. Убьешь, уваруешь – судить не будут, но отправят на
родину для суда». Упоминает он о руководителе строительства: «Инженер Югович
(1842-1925) – главный строитель и полный хозяин, в то время, как инженер Югович
взял под свое покровительство Харбин, излюбленным детищем председателя дороги
инженера Кербеза был Дальний: он стоил с портом 34 млн., а Харбин – 8 млн.».
С разрастанием железнодорожного узла и
города появились порт, лесозавод, Пристань, дворец спорта, автобусное движение,
бесплатный телефон, бесплатный проезд по железной дороге один раз в четыре
года, улицы – большой проспект Некрасова, Ломоносова, Толстого, Казачья,
Артиллерийская, Китайская, 26 православных храмов, 6 вузов, университет,
институты – технический, юридический, три консерватории, гимназии, театры на
русском языке, были русские газеты и журналы. Здесь бывали Мажухин, Шаляпин,
Лемешев, Петр Лещенко, Вертинский. Названия отелей – Гранд Опера, Европа,
Модерн. Были мастерские – кузнечные, столярные, слесарные, плотницкие,
ювелирные. Процветали производства – мельничное, хлебобулочное, даже
пчеловодство.
После гражданской войны сюда хлынула
миграция – остатки армии Колчака, Семенова, Хорвата, бывшие борцы
Ижевско-Воткинского восстания, много было беженцев от Волги, Урала, Сибири,
Дальнего Востока, среди них были торговые люди, интеллигенция из
Красноуфимского уезда – самого города, Артей, Токарей, Сажино и других.
Население стало пестрым, кроме русских были украинцы и поляки, грузины и евреи,
последних было более 20 тыс. отмечались традиционно православные праздники –
Рождество, Пасха и другие всем известные.
Эмигранты, испытавшие все тяготы и
лишения долгого пути с потерей близких, приюта имущества на первых порах
«шалели от того, что не попали в чисто русский город – мирный, сытый. По всему
Транссибу стояли брошенные составы с беженцами и это зимой 20-го года. Около
200 эшелонов растянулись. Местные сибирские крестьяне-марадёры, приходили и
брали, что у них есть, потому, что у беженцев не было сил и возможностей
оказать сопротивление. Местные жители не пускали их на обогрев. Много было
тифозных, обмороженных, больных, раненых. Лошади отступающей армии съедали всю
солому с хозяйственных построек, с ними отступали и части Чехословатского
корпуса они «приватизировали» почти весь подвижной состав – паровозы и свободно
катили среди «поездов смерти» и не допускали к себе «гостеприимных»
крестьян-мародеров: на эти первые попытки от разбойничьих поселений оставались
одни головешки.
С этой дорогой и Харбином связана судьба многих людей. Я же хочу рассказать о харбинском периоде одного из них. Дело было летом в июле 19-го года. Через наши края, особенно по Большому Сибирскому, по другой Московскому, покатились на войну остатки Сибирской армии Колчака. Они год назад гнали остатки потрепанных красных частей. Казалось, что им нет преград: были взяты Пермь, Ижевск, даже Казань с казной – золотыми запасами бывшей империи. А в 19-ом все пошло наоборот: покатились неведомо куда части белых, среди них были и участники ижевско-воткинских рабочих, партизан Красноуфимской бригады Рычагова, многочисленные беженцы перед лицом страшных событий минувшего года. По упомянутому тракту потянулись нескончаемые обозы. Красные шли по пятам, поэтому доставалось близлежащим поселениям и их обывателям. Белым раздумывать было некогда. Близ Сибирского тракта есть деревня Шахарово из двух частей – Верхняя и Нижняя. Так вот одна из белых частей остановилась здесь. Им нужно было провожатых со своей подводой. Приглянулся Алексей Безденежных.
Он был человек семейный, ему и сорока-то не было. Сам понимаешь, с человеком с ружьем не поспоришь. Вот взяли в обоз, и человек пропал не на год, а на несколько десятилетий. А путь был долог и опасен: через тифозный Омск, столицу Колчака, откуда оставшиеся раздумали и повернули обратно, через Байкал, по льду более 20 верст, в январскую стужу, через Даурию и ж. д. станцию Манчжурская и в …Харбин. Тот самый Безденежных в разнопестрой толпе несчастных беженцев оказался в русском городе. Так как кроме лошадиных обязанностей он особенно не имел почти других талантов, то по случаю стал кучером хозяина мукомольной мельницы. По случаю же, вопреки писанию, стал двоеженцем: стал жить с такой же беженкой с вятских земель. Вообщем, неплохо приспособился. А Харбин в 31-ом захватили вместе с железной дорогой японцы, и евреев, коих было более 70-ти тыс., как ветром сдуло, поредела и русская диаспора. Эти самые японцы стали притеснять, до 45-го как-то терпели. В августе 45-го город был занят советскими войсками. Читатель знает парады Победы в Берлине, Москве, был такой Парад и в Харбине – 16 сентября в честь победы над Японией: командовал парадом генерал-лейтенант К. П. Казаков, принимал дважды герой Советского Союза генерал-полковник А. П. Белобородов. Такой парад в Кремле и лично Сталин не стали афишировать: в Москве провели, несмотря на колоссальные людские потери, на невиданное отступление 41-го и 42-го года до столицы, Ленинграда и Сталинграда, а здесь впервые разгромили Квантунскую армию на чужой территории. Люди того поколения знали и помнили хвастовство первого красного офицера (Ворошилова): «Бить врага малой кровью на чужой территории». Тут с советскими войсками появились пустобрехи: мол, айда на Родину, она вас ждет, даст кров, работу… Появился комитет по возвращению, около 60 тыс. захотели на дорогую, почти забытую, родину. Была большая русская колония в Шанхае, те оказались поумнее – не поверили этим болтунам. Возвращенцев провожали с речами и музыкой. Доехали до границы – их всех погрузили в телячьи вагоны и в фильтрационные лагеря, где оказались в лапах сталинского гестапо – НКГБ (после войны НКВД разделили на НКВД и НКГБ), теперь это медведевская полиция и ФСБ, которые до сих пор грызутся – кто круче, хотя среди чекистов больше всех перебежчиков и главное среди них все полковники – Скрипали и тому подобные. А эти возвращенцы в Союз в документах «гбистов» шли под шифром «харбинцы», досталась им работенка.
Эта процедура продлилась до 1955-56 гг.
и русский Шанхай и Харбин исчезли как таковые. Тот самый Безденежных решил
вернуться в Союз. Но не тут-то было: сначала его затурили в Казахстан, где он
был до 57-го. Что говорить, если к советским служащим КВЖД не было доверия, им
посулили, что, дескать, будете жить там, а на всякий случай местом жительства
определили Нижнюю Сарану. И наконец, в начале хрущевской оттепели этому
горемыке разрешили вернуться в то самое Шахарово. Встретили его на станции
Кунгур, на двух подводах кое-как поместилось его имущество. Среди них небывалое
по тем временам - сезонная одежда, не один головной убор, чайник электрический,
патефон и т. п. К счастью, семья его приняла, выхлопотал пенсию. Чуть не забыл:
в первый день возвращения он стал героем дня. Кое-кто помнил и 19-й год и
Алексея. Стали пофамильно спрашивать кто и где? А он отвечал: подались в
Америку, собирались в Австралию Мне давно один рассказывал – уроженец
артинского Сажино: он окончил УПИ, работал в Индии, узнал через посольство о
своих родственниках и нашел их в далекой Австралии. Этот самый Безденежных был
определен к лошадям опять же. Деревня его не приняла: ушел с белыми, жировал в
Харбине, как-то выхлопотал пенсию. И он чуть позже очухался.
Бывали минуты, охватит свою голову обеими руками и делает вывод: «Зачем я вернулся?!»
Краевед Ганькин В. Д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!