Значение книги в жизни человека огромно.
Действительно. наша жизнь была бы не мыслима без произведений печати —
книг, газет, журналов. Они помогают нам учиться, овладевать
специальностью, совершенствовать мастерство, расширяют наш кругозор;
становятся верными друзьями, обогащая нас опытом предшествующих
поколений, помогая преодолевать трудности.
Однако,
каждый человек может познакомиться лишь с очень небольшой частью
существующих печатных изданий. Ведь если даже каждый день читать по сто
страниц, то дожив до 70 лет, удастся прочитать самое большее — семь
тысяч книг объемом по триста страниц. Это очень много, если книги
правильно выбраны, и ничтожно мало, если читать что попадется под руку.
Как важно уметь ориентироваться в необъятном книжном море, чтобы не
потерять зря времени на чтение посредственных и даже плохих книг,
упустив многие замечательные! Об этом очень хорошо сказал академик С И.
Вавилов! «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в
положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе
песка».
Чтобы времени было много,
чтобы не растратить его понапрасну, надо хорошо знать все те богатые
возможности, которыми располагают читатели библиотек нашей Родины. Надо
уметь самостоятельно ориентироваться в новой литературе, разыскивать
лучшие книги и статьи по любой теме, читать, извлекая наибольшую пользу.
Научить
читателей свободно разбираться в книжном богатстве — это, в первую
очередь, задача библиотекарей, С прошлого года в учебных программах
вузов, техникумов, училищ и средних школ отводятся специальные часы для
занятий библиографическими уроками.
Необходимо
проведение таких уроков и среди читателей нашего города, большая часть
читателей нашей библиотеки - молодежь: учащиеся школ, училищ, студенты
совхоза-техникума, рабочие. Многие из них не умеют работать с книгой, не
умеют самостоятельно выбрать нужную литературу, а порой даже не знают, с
чего начать читать, теряются среди большого количества книг. И это не
их вина, а общая беда читателей и библиотекарей.
Конечно,
работники библиотеки со своей стороны всегда помогут советом, но
читателей много, кто-то посоветуется с библиотекарем, а другой возьмет
первую попавшуюся книгу.
С сентября,
когда начались занятия в учебных заведениях, городская библиотека
впервые приступила к проведению библиографических уроков. Цель этих
уроков — познакомить читателей с работой библиотеки, научить
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, привить культуру
чтения.
Библиографические уроки будут
проведены в течение года с учащимися медицинского училища и
педагогического, средних школ и студентами совхоза-техникума.
У нас уже было проведено пять таких уроков. Группа учащихся медучилища 1 курса прошла всю программу, намеченную нами.
Занятия
проходят непосредственно в библиотеке — на абонементе и в читальном
зале. Уроки проводят работники городской библиотеки. Первый урок
посвящен знакомству с библиотекой, ее фондом. Г. Булатова проводит
беседу о роли книг и библиотеки в жизни человека, рассказывает историю
создания нашей библиотеки.
Вторая
половина урока более интересна — это практические занятия. Учащиеся
работают с энциклопедиями, различными справочниками в читальном зале и
знакомятся с классификацией фонда на абонементе, сами расставляют книги
по отделам, самостоятельно ищут нужную литературу для предложенной им
темы доклада или сочинения. Например; задавались такие вопросы: «Тема
вашего домашнего сочинения «Никто не забыт, ничто не забыто...» Где и
как вы будете искать литературу по этому вопросу?» И учащиеся с
удовольствием «копаются» в каталоге, разыскивают литературу на книжной
полке. Задавались и более сложные вопросы, но чем они труднее, тем
интереснее искать ответы.
Второй
библиографический урок- это беседа о том, как выбрать книгу, как читать и
работать с ней. И практическая часть его — работа с каталогами и с
собраниями сочинений В. И. Ленина»
После
занятий мы побеседовали с девочками из медучилища, спросили о том, что
им дали эти уроки. Ответы были разные, но мнение одно — понравилось,
очень интересно и нужно. Некоторые признавались, что и не подозревали о
таком богатстве книг. Не знали, что кроме художественной и учебной
литературы, есть много замечательных книг о В. И. Ленине, его
соратниках, о космосе, о молодежи других стран и много других чудесных
книг. Просто считали эти книги скучными, которые читают только по
обязанности. Но сейчас они думают по-другому.
Результаты
этих библиографических уроков сказались буквально через несколько дней.
Многие учащиеся стали нашими читателями и чувствуют себя в библиотеке
среди книг уверенней. Значит, наш труд не пропал даром.
М. Неизвестная, библиотекарь
// Вперед. - 1971. - 2 окт.. - С. 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!