В серебряном столбе
Рождественского снегаОтправимся к себе
На поиски ночлега,
Носком одной ноги
Толкнем другую в пятку
И снимем сапоги,
Не повредив заплатку.
В кофейнике шурша,
Гадательный напиток
Напомнит, что душа —
Не мера, а избыток
И что талант — не смесь
Всего, что любят люди,
А худшее, что есть,
И лучшее, что будет.
Из биографии:
2 июня 1937 года в Киеве
родилась поэт переводчик Юнна Петровна
Мориц.
Изумительная Юнна», – так
называл ее Иосиф Бродский. А сама она называет себя «поэткой». Первые стихи
опубликовала в 1954 году. Первая книга вышла в 1957 г. В 1961 окончила
Литинститут им. А. М. Горького, несмотря на то, что в 1957 её исключили оттуда
вместе с Г. Айги за «нездоровые настроения в творчестве».
В 1963 году в журнале «Юность»
было опубликовано стихотворение Мориц, посвящённое памяти Тициана Табидзе,
которое, согласно комментарию Евтушенко, «вызвало гнев в ЦК, но не очень
понравилось своей жёсткостью и многим либералам».
Её книги не издавали (возможно,
за стихи «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год (в то время существовали
«чёрные списки» для издателей и цензуры) и с 1990 по 2000 год. Гражданской теме
посвящены поэма «Звезда сербости» ( о бомбёжках Белграда), которая издана в
книге «Лицо», а также цикл короткой прозы «Рассказы о чудесном» (печатались в
«Октябре» и за рубежом).
Её лирические стихи написаны в
лучших традициях классической поэзии. О своих литературных учителях и
пристрастиях Юнна Мориц говорит: «Моим современником был постоянно Пушкин,
ближайшими спутниками — Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий,
а учителями — Андрей Платонов и Томас Манн».
Лауреат премий им. А. Д. Сахарова — «За гражданское мужество
писателя», премии «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия) и премии
Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» — «Поэзия
2005».
Из интервью:
«Если человек с детства читает поэзию и ему от природы дано
вещество, откликающееся на тайны ритмичной Вселенной, которая, по сути, и есть
поэзия, тогда он не то чтобы начинает поэзию любить — он начинает поэзией жить,
в какие-то мгновенья вспоминая какие-то строки. А иногда он начинает жить в
поэзии как поэт. Но источник один — «чужая поэзия», и она, безусловно, даёт
очень мощную энергию, которая движет и развивает способности человека проникать
в ритмы Вселенной, где мы пребываем» («Литературная газета»,
7–13 февраля 2001 г.)
«После окончания школы с медалью я пыталась поступить в
Киевский университет на журналистику. Меня не приняли за отсутствие
литературных способностей. На собеседовании мне объяснили, что я не попаду в
этот вуз ни при каких обстоятельствах. Но потом я при помощи всяческих
ухищрений поступила на заочное отделение филологического факультета. А через
год прошла творческий конкурс в Литинституте — и уехала в Москву» («Грани плюс», Киев, 25 марта 2006 г.)
«Для младших братьев и сестёр»
Поэтесса
стала сочинять стихи для детей после рождения сына. В то время атмосфера в
детских издательствах была более свободной и позволяла реализовать многие
авторские фантазии. Юнна Мориц работала
в журнале «Юность», где вела рубрика «Для младших
братьев и сестёр».
Детские стихи Юнны Петровны - добрые,
искренние, ироничные, юмористичные и парадоксальные - многие увековечены в
мультфильмах («Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Любимый пони»).
Поэтесса легко и красиво играет со
словами: «Вот идет большая драка, Снег идет, идет
собака,
Я иду, идут часы, Королю идут усы!», показывая, что слово «идти» может интерпретироваться
по-разному, что кроме буквального смысла, этот глагол имеет и переносное значение. Мориц вообще любит словесные перевертыши:
«танец-хохотанец», «кролик на кроликовых
коньках, королик на короликовых коньках», «верхаться на слонокоте». «Раз в
галошу села Лошадь и сказала: Я - Галошадь.».
Она разговаривает с детьми на их языке.
У Юнны Мориц вы не найдёте назидания,
поучения. Грустить, творить, фантазировать,
дурачиться,
капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно
освобождать от всех запретов, которые не
наносят
им и окружающим физический вред». Своим творчеством поэтесса пытается оградить
детей от этого мира насколько это возможно.
Ритмичные, порой абсурдные стихи Мориц не имеют
возрастных
ограничений, удовольствие от их прочтения и море смеха, даже хохота,
гарантировано всем.
Особую популярность завоевали песни,
написанные Сергеем Никитиным на стихи Юнны
Мориц.
Многие дети вместе с родителями приходят на концерты, чтобы «посвистеть
дырочкой в правом боку», спеть «Когда мы были
молодыми», «Большой секрет для маленькой компании» и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!