Гвардии рядовой



Жизнь была и сладкой и солёной
А порой и горькою была.
Раненный и трижды исцелённый,
Говорю я:
Жизнь, тебе хвала!

Ты дарила тишиной мгновенной
И бросала в полымя огня.
Убивала чёрною изменой,
Воскрешала верностью меня.

 Обращалась с материнской лаской
И преподносила мне урок –
Била в зубы,
Награждала тряской
Глинистых просёлочных дорог.

 Я тебя не пробовал навырез,
Как хозяйки пробуют арбуз…
Всё равно я не утихомирюсь,
Пусть и снова трижды ошибусь.

 Жизнь моя! Она бывала всякой.
Пела синевой любимых глаз…
И молчала зло перед атакой…
Может, потому и удалась.

         6 декабря 1924 года родился Николай Константинович Старшинов, поэт, переводчик, критик, основными темами творчества которого были пережитая им война и — Любовь, Природа, Родина.


        Николай Старшинов принадлежит к тому поколению, чья юность пришлась на тяжелые военные годы. Он родился в Москве, в Замоскворечье. В многодетной семье он был самым младшим, восьмым ребенком. Родители, сами не сумевшие получить полноценного образования, приложили все усилия, чтобы дети выросли образованными людьми. В семье Старшиновых было много книг, и Николай уже подростком хорошо знал русскую классику. С 12 лет он начал писать стихи. Вскоре юный поэт начал заниматься в литературной студии, где встретился со своей будущей женой, Юлией Друниной.

        В 1941 году Николай Старшинов был призван в армию: сначала в пехотное училище, а затем, в 1943 году, на фронт.

         На фронте поэт не расставался с пером и бумагой, печатался в армейских газетах. В бою под Спас-Деменском Николай был ранен, попал в госпиталь и в 1944 был демобилизован.

        Вскоре Старшинов поступил в Литературный институт, связав с ним всю дальнейшую жизнь. Уже во время учебы его начинают печатать крупные издательства. В 1947 году в журнале «Октябрь» выходит его поэма «Гвардии рядовой», а в 1951 издательство «Молодая гвардия» публикует книгу стихотворений «Друзьям». В следующее десятилетие увидели свет еще три сборника: «В нашем общежитии» (1954), «Солдатская юность» (1956), «Песня света» (1959).

С 1955 по 1962 гг. Николай Старшинов заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», совмещая эту работу с должностью руководителя литературного объединения в МГУ. Наряду со стихами о войне в этот период его творчества часто появляются произведения на извечную тему Любви, о чем красноречиво говорят названия сборников его стихов: «Иду на свидание» (1969), «Река любви» (1976, 1983, 1986 — за этот сборник поэту в 1984 году была присуждена Государственная премия им. М. Горького), «Твое имя» (1980), «Я с тобой говорю» (1987).

        С 1972 по 1992 гг. Николай Старшинов занимал пост главного редактора альманаха «Поэзия».
        Особое место в его творчестве занимают переводы литовской и финской поэзии. Помимо стихов «для взрослых» писал он и детские стихи

        Одним из увлечений писателя было собирание частушек. Его подборки этих миниатюрных шедевров народного творчества поистине бесценны. Полвека занимался Николай Старшинов их коллекционированием, результатом стали сборники «Частушки с картинками» (1991), «Разрешите вас потешить» (1992), «Ой, Семеновна!» (1992).

       В последние годы поэт вновь вернулся к военной теме в книгах «Глагол» (1993), «Мои товарищи — солдаты» (1995), «Птицы мои» (1995). Литературное наследие Старшинова составляют 43 книги поэзии, прозы и литературной критики.

        Николай Константинович Старшинов скончался в Москве 6 февраля 1998 года.

Из стихов Николая Старшинова:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И как шальной не лезь под пули.


Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал – чужую.

Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»
А шли и гибли
За нее.
1944

 Пятак
Из желтоватого металла,
Он, как сазанья чешуя,
Горит,
И только обметало
Зеленой окисью края.

А вот – рубли в траве примятой!
А вот еще... И вот, и вот...
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед
За взводом взвод.

 Все жарче вспышки полыхают.
Все тяжелее пушки бьют...
Здесь ничего не покупают
И ничего не продают.
1945

 Прощание

 Знаю, милая, время проститься,
 И расходятся наши пути,
 Что поделать, ты – вольная прица.
 И шепчу я невольно: "Лети!”

 Пусть высоким и праздничным светом,
 Для тебя загорится звезда.
 Только страшно подумать об этом…
 Понимаешь ли ты, – навсегда!

 Словно в юность свою возвращаюсь,
 Вновь отмечен неладной судьбой,
 Я прощаюсь, прощаюсь, прощаюсь,
 Я навеки прощаюсь с тобой.

  В лунном свете качается дворик,
 И моя угасает звезда.
 Поцелуй безнадёжен и горек.
 Навсегда, навсегда, навсегда.

Леший

 Пенек трухлявый у реки
 На лешего похож.
 Коряги - сучья две руки
 Похож, похож, похо-о-ож…

  Грибы как губы
 Борода - это кора висит
 И кажется вот, вот с тобой
 Сейчас заговорит.

 Сначала головой кивнет,
 Мол - видит он тебя,
 Потом, конечно припугнет,
 Порадует себя.

  Хозяина глухой тайги
 Все знают с детства: - Он!
 Но тут, на берегу реки
 Напрасен властный тон.

  И я скажу ему «Пока!
 Дружище, ухожу!»
 Мне все же жалко старика
 Еще раз погляжу…

 Нет, это точно, точно он!
 Из глаз смола бежит
 А тихий скрип, как будто стон
 Он кажется грустит…

Г. М. Сафонова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск