Под крылом Демона



Дорогие друзья, представляем вашему вниманию книжно-иллюстрированную выставку, посвященную 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 

Михаил Лермонтов прожил всего лишь 27 лет, но какой блистательный след оставил. Его творчество оказало огромное влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX-XX веков, получило отклик в живописи, театре, кинематографе, стало подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного искусства.

Мы постарались раскрыть гениальные произведения  Михаила Лермонтова,  пьесу  «Маскарад»  и поэму «Демон».

"Меня всегда поражает в "Маскараде" Лермонтова правдоподобие вымысла!" - говорил Ираклий Андроников.

«1835 год - год написания драмы "Маскарад". Еще жив Пушкин, еще не написаны анонимные письма... А Лермонтов - ему всего 21 год! - пишет трагедию... Старания Лермонтова увидеть свою пьесу на сцене отозвались на его судьбе. Бесконечные изменения (по требованию драматической цензуры) не могли изменить главного: блистательный Петербург с его высокими особами, внешне благопристойный, скрывает под маскарадными масками свои пороки и преступления.» - так писал Ираклий Андроников.

На выставке представлена книга, Ираклия Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки».

Первый раз пьесу «Маскарад» поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой в Александринском театре. Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году.
25 февраля 1917 года в дни Февральской революции, под звуки выстрелов на улице, состоялась премьера спектакля «Маскарад» в Александринском театре. Над постановкой «Маскарада», считающегося самым дорогим спектаклем Александринского театра, режиссер В. Мейерхольд работал в течение шести лет. Готовить спектакль ему помогал художник Александр Головин, который создал тысячи эскизов будущих костюмов и элементов декораций. 

Последний раз спектакль ставился на сцене 1 июля 1941 года. Большая часть его декораций была уничтожена во время блокады Ленинграда. 

Подробности работы над постановкой, можно узнать в статья «Легендарный «Маскарад» Мейрхольда — Головина», опубликованная в газете «Искусство», издательства «Первое сентября в 2007 году.

Осенью 2014 года, художественный руководитель и режиссер Александринского театра в Санкт–Петербурге, Валерий Фокин, в в новом сезоне частично воссоздал знаменитый дореволюционный спектакль «Маскарад» режиссера В. Мейерхольда. Об этом пишет корреспондент «Российской газеты» И. Корнеева в статье «Маскарад 1917 года».

 Также в спектакле "Маскарад" звучит знаменитый вальс Арама Хачатуряна, который был написан специально к вахтанговскому спектаклю "Маскарад" в постановке Андрея Тутышкина 1941 года и посвящен исполнительнице роли Нины – Алле Казанской. Впервые он прозвучал 21 июня 1941 года.

Художественную ценность представляет книга Лермонтова «Маскарад», выпущенная издательством «Советская Россия» в 1989 году, с иллюстрациями художника С. Острова.

Филологам, литературоведам и читателям известно уникальное издание Лермонтовской энциклопедии, вышедшей в 1981 году под редакцией В.А. Мануйлова. На 746 страницах одного тома энциклопедического формата — несколько тысяч статей и заметок и обширный иллюстрированный материал.


Несомненно, что поэма Лермонтова  «Демон» принадлежит к высочайшим вершинам русской поэзии, вдохновившим  не одно поколение поэтов, художников, композиторов и музыкантов.

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. В коллекции художника есть рисунки к разным произведениям поэта, но только цикл работ к поэме «Демон» оказался в судьбе художника больше, чем иллюстрациями. Демон стал образом-символом страдающей души художника.

Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким мы знаем его сейчас. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения...

Читателям будет интересна статья Н. Платоновой «Демон» Лермонтова и Врубеля», опубликованная в журнале «Юный художник», № 9 за 2014 год.

Также на выставке представлены следующие книги, раскрывающие творчество художника Михаила Врубеля. Это иллюстрированный сборник Л.А. Ефремовой «Врубель» и  альбом Н.А Дмитреевой «Михаил Врубель. Жизнь и творчество».

На выставке представлено одно из лучших  собрание сочинений Михаила Лермонтова в четырех томах, выпущенное издательством «Художественная литература» в 1983 году. Вступительная статья  и комментарии подготовлены Ираклием Андрониковым. Издание откроет творческое наследие гения русской литературы, это стихотворения, поэмы и повести в стихах, драмы, проза и письма.

В эти торжественные дни празднования 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова отражается то грандиозное значение бесценного дара поэта, который он щедро преподнёс нашей национальной культуре. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск