Дорогие
друзья, представляем вашему вниманию книжно-иллюстрированную выставку,
посвященную 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича
Лермонтова.
Мы постарались раскрыть гениальные
произведения Михаила Лермонтова, пьесу
«Маскарад» и поэму «Демон».
"Меня всегда поражает в
"Маскараде" Лермонтова правдоподобие вымысла!" - говорил Ираклий
Андроников.
«1835 год - год написания драмы
"Маскарад". Еще жив Пушкин, еще не написаны анонимные письма... А
Лермонтов - ему всего 21 год! - пишет трагедию... Старания Лермонтова увидеть
свою пьесу на сцене отозвались на его судьбе. Бесконечные изменения (по
требованию драматической цензуры) не могли изменить главного: блистательный
Петербург с его высокими особами, внешне благопристойный, скрывает под
маскарадными масками свои пороки и преступления.» - так писал Ираклий
Андроников.
На выставке представлена книга, Ираклия
Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки».
Первый раз пьесу «Маскарад» поставили в 1852
году в бенефис актрисы М. Валберховой в Александринском театре. Запрет на
полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году.
25 февраля 1917 года в дни Февральской
революции, под звуки выстрелов на улице, состоялась премьера спектакля
«Маскарад» в Александринском театре. Над постановкой «Маскарада», считающегося
самым дорогим спектаклем Александринского театра, режиссер В. Мейерхольд
работал в течение шести лет. Готовить спектакль ему помогал художник Александр
Головин, который создал тысячи эскизов будущих костюмов и элементов декораций.
Последний раз спектакль ставился на
сцене 1 июля 1941 года. Большая часть его декораций была уничтожена во время
блокады Ленинграда.
Подробности работы над постановкой,
можно узнать в статья «Легендарный «Маскарад» Мейрхольда — Головина»,
опубликованная в газете «Искусство», издательства «Первое сентября в 2007 году.
Осенью
2014 года, художественный руководитель
и режиссер Александринского театра в Санкт–Петербурге, Валерий Фокин, в в новом
сезоне частично воссоздал знаменитый дореволюционный спектакль «Маскарад»
режиссера В. Мейерхольда. Об этом пишет корреспондент «Российской газеты» И.
Корнеева в статье «Маскарад 1917 года».
Также в спектакле "Маскарад"
звучит знаменитый вальс Арама Хачатуряна, который был написан специально к
вахтанговскому спектаклю "Маскарад" в постановке Андрея Тутышкина
1941 года и посвящен исполнительнице роли Нины – Алле Казанской. Впервые он
прозвучал 21 июня 1941 года.
Художественную ценность представляет
книга Лермонтова «Маскарад», выпущенная издательством «Советская Россия» в 1989
году, с иллюстрациями художника С. Острова.
Филологам, литературоведам и читателям
известно уникальное издание Лермонтовской энциклопедии, вышедшей в 1981 году
под редакцией В.А. Мануйлова. На 746 страницах одного тома энциклопедического
формата — несколько тысяч статей и заметок и обширный иллюстрированный
материал.
Несомненно, что поэма Лермонтова «Демон» принадлежит к высочайшим вершинам
русской поэзии, вдохновившим не одно
поколение поэтов, художников, композиторов и музыкантов.
Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю
жизнь. В коллекции художника есть рисунки к разным произведениям поэта, но
только цикл работ к поэме «Демон» оказался в судьбе художника больше, чем
иллюстрациями. Демон стал образом-символом страдающей души художника.
Чем так притягателен образ Демона у
Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен
своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее
время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи
Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так
что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким
мы знаем его сейчас. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание
воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и
Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя
порой до полного душевного истощения...
Читателям будет интересна статья Н.
Платоновой «Демон» Лермонтова и Врубеля», опубликованная в журнале «Юный
художник», № 9 за 2014 год.
Также на выставке представлены следующие
книги, раскрывающие творчество художника Михаила Врубеля. Это иллюстрированный
сборник Л.А. Ефремовой «Врубель» и
альбом Н.А Дмитреевой «Михаил Врубель. Жизнь и творчество».
На
выставке представлено одно из лучших
собрание сочинений Михаила Лермонтова в четырех томах, выпущенное
издательством «Художественная литература» в 1983 году. Вступительная
статья и комментарии подготовлены
Ираклием Андрониковым. Издание откроет творческое наследие гения русской
литературы, это стихотворения, поэмы и повести в стихах, драмы, проза и письма.
В эти торжественные дни празднования
200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова отражается то грандиозное
значение бесценного дара поэта, который он щедро преподнёс нашей национальной
культуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мы ждем Ваших отзывов!