Кто они - местные старообрядцы



Старообрядчество возникло в результате раскола в рус­ском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения при­знают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была об­ратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собствен­ными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распрост­ранялся после выпавших на ее долю    крупных    поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на по­повщину и беспоповщину, после­дняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).
Эти направления делятся на многочисленные согласия.
Все эти толки и согласия с этической точки зрения объеди­няет религиозная нетерпимость и стремление отгородиться от общества (от «мира»). Это проявилось в следующих пове­денческих требованиях: а) совместное участие в богослуже­нии или обряде с «мирянами» - страшный грех, тягчайшее отступление от истинной веры; б) запрет пользоваться их колодцами, банями; в) держали   специальную «мирскую» посуду, если кто-то воспользовался ими по незнанию, то ее выбрасывали или сжигали; г) нельзя было с иноверцами здо­роваться за руку, есть и пить из общей посуды; д) зачастую на дверях были две скобы - для своих и «чужаков»; е) место, где сидел иноверец или соскабливалось, или кропилось «свя­той» водой; ж) строжайший запрет на брак с иноверцами (только при перекрещении); з) имелись свои кладбища; и) строжайший запрет на использование сахара, кофе, карто­феля, чая, посещение всяких «бесовских» зрелищ...
Все беспоповцы признают до четырех (из семи) таинств: а) обряд крещения; б) брачный обряд; в) покаяние (испо­ведь); г) причащение.
На территории Красноуфимского района (в современ­ных границах) были представлены следующие толки и со­гласия старообрядчества.
В последней четверти 18-го века в Ярославской губернии беглый солдат Евфимий и его спутница Ирина основали бегунское (странническое) согласие в разных районах России, его пос­ледователей называли «пустынниками, странниками, голбешниками». Сами верующие называют себя «истинно-православными христианами странствующими» (ИПХС). Проповедуя близкий ко­нец света «бегуны» не признавали плату налогов, отказывались от военной службы, не получали до­кументы как «явные знатоки ан­тихриста», не имели семью: истин­ный «бегун» всегда должен был бегать и скрываться. Среди «бегу­нов» были так называемые «жиловые» (пристанодержате­ли, христолюбцы), которые, давая обет странничества, проживали легально и содержали тайные молельни, кельи для временного пристанища своих единоверцев. Это направле­ние  беспоповщины было наиболее конспиративным: ду­маю, что следы этой веры можно обнаружить только в час­тных доверительных беседах, хотя «бегуны» были в разных уголках бывшего Красноуфимского уезда.
В.Ганькин
Продолжение следует
Ганькин В. Кто они - местные старообрядцы/ В. Ганькин 
// Городок. - 2002. - N 17. - С. 2; N 18. - С. 2.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Мы ждем Ваших отзывов!

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск