"Казалось бы, все усилия современного человека направлены на то, чтобы сберечь время. Для этого создаются электрическая бритва и эскалатор; для этого мы летаем на скоростных самолётах, для этого мы мчимся в метро или по автостраде. А времени становится всё меньше! И нам не хватает уже времени для того, чтобы читать, для того, чтобы писать длинные письма, которые писали люди когда-то друг другу; нам не хватает времени любить, общаться, ходить в гости, любоваться закатами и восходами, бездумно гулять по полям... Куда исчезает время? Откуда этот нарастающий цейтнот?! Мы его сберегаем, а его всё меньше и меньше! И человек не успевает быть человеком. Человек не успевает проявить себя как человек, — не успевает осуществить ни заложенного в нём природой, ни реализовать свои способности, свои замыслы, свои мечты".
Даниил Гранин
Встреча с П.П. Бажовым
27 января 2001 года исполняется 122 года со дня рождения замечательного уральского писателя-сказителя Павла Петровича Бажова. Хочу рассказать о встрече с ним на нашей красноуфимской земле.
Было это в 1946 году, перед первыми после войны выборами депутатов в
Верховный Совет СССР. В то время я, семнадцатилетний паренек, работал
старшим бухгалтером столовых ОРСа НОД-6. Будучи агитатором, хорошо знал
биографию кандидата в депутаты высшего органа страны. А выдвинут был от
нашего юго-западного окру-га области Павел Петрович Бажов.
Матвеева А. Лолотта и другие парижские истории
Слагаю я веселые
стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной....
А. Ахматова
В сборник
входят 9 историй о Париже. Это очень разные «Парижы»: столица Франции, село в
Челябинской области, кафе или жилой комплекс с тем же названием в Екатеринбурге.
Очень приятное, и, несмотря на описываемые события светлое и лёгкое чтение. Не хочется пересказывать или
анализировать рассказы и повести сборника. Хочется просто поделиться радостью,
удовольствием от чтения, отметить свежий, яркий слог и меткие наблюдения автора.
– Его
ведь, как вас, звали, Павел Петрович.
– Кого? –
не понял Романов.
– Да
Бажова! А фамилия у вас – царская. Романов! Получается, именем-отчеством вы
сказочник, а по фамилии – царь.
«…каждое техническое
устройство рассчитано на определённое количество использований – рано или
поздно оно выйдет из строя. Вот и человек устроен так же…».
«Сумасшедшие счастливы просто оттого, что живы. А всем
остальным нужны ещё какие-то причины для радости…».
«… вообще ни о чём
не было времени думать. Потому что жизнь согнула меня в кольцо и покатила это
кольцо по дороге весело, как играющий ребёнок».
«… все цветы рано или поздно отцветут, срезанные завянут,
а нарисованные продадутся».
«И всё-таки самые прекрасные сады – на картинках, а лучшие
любовные истории, те, что не рассказаны до конца. Или же вовсе не начаты».
«Мир стал удобным,
как та складная сумка, с которой ходят за покупками экологически грамотные люди
– минимум личных контактов, максимум картинок и эмоций за скобками смайлов. До
ужаса страшно удобным».
«Человек всегда плачет о себе, даже когда оплакивает
ближнего».
«МЕГА», «ИКЕА», «ОБИ» и
«АШАН» – то были имена новых свердловских богов, конкурировать с которыми
могли только лишь обладатели поистине радужного оптимизма».
«… в ней чувствовалась
детская открытость европейцев, которые в отличие от нас, не живут в ожидании
пинка или обмана, но просто – живут».
«Судьба не любит
исправлять уже намеченных линий».
«… у славы трудный голос и грубые манеры, она криклива и
надоедлива, как торговка из овощных рядов. Жадная, бесцеремонная, ненасытная –
но такая при этом желанная, что не снилось и прекраснейшей из женщин».
«Смерть – главное событие в человеческой жизни, но она
приходит так буднично и тихо, что иногда её не сразу узнаёшь».
У Анны Матвеевой очень образный
язык, от которого получаешь большое наслаждение:
«Все рассаживаются за столом и начинают есть:
одни – окрошку с пирогами, другие моё лицо».
«Париж ей в пору, нигде не жмёт, удобно как в
тапочках».
«Заплаканная карта» (о карте Челябинской
области, где много озёр).
Заключительная новелла
сборника «Лолотта» кроме всего прочего пробудила во мне
интерес к творчеству Амадея Модильяни и Мориса Утрилло,
сразу захотелось познакомиться с творчеством художников, полистать альбомы с их
картинами.
Девять таких разных историй, рассказанных автором, объединяет,
на мой взгляд, одна мысль: жизнь прекрасна несмотря ни на что, живите и не
теряйте ни минуты!
Н. В. Самедова
Подписаться на:
Сообщения (Atom)