Литературный календарь




Серо Ханзадян
армянский поэт

Сepo Ханзадян родился 20 ноября 1915 года в семье землепашца, на «Крыше Армении», в Горисе в суровых горах Зангезура, где каждый клочок плодородной почвы отвоевывался лишь в тяжелой схватке с камнем и зноем.

«Вырастешь — узнаешь цену земли», — говорили родители маленькому Серо. Да он и сам не раз замечал, как крестьяне не вытряхивали одежду сразу после пахоты, а уносили все крохи земли с собой, чтобы оживить голую скалу перед своим домом. «Самое дорогое, что у нас есть, — это земля. Без земли нет народа», — скажут впоследствии герои произведений писателя.

Окончив в 1933 году педагогический техникум, юноша преподавал в школе и одновременно вел дневники, открывшие дорогу литературному творчеству.
Еще до войны увидели свет его первые рассказы. Рассказ «Последние слезы» (1940 г.) оказался программным для творчества Ханзадяна. Органическая связь писателя с землей стала фундаментом всего его творчества.

Лейтмотивом его произведений, даже написанных о далеких от Армении краях, отныне становится «Оровел» — старинная народная песня армянского пахаря. Она слышна и во многих рассказах, и в романе «Земля», и в историческом повествовании «Мхитар спарапет», и в особенности в повести «Жажду — дайте воды», написанной в середине 60-х.
Писатель глубоко чтит древние обычаи, с благоговением описывает он тысячелетние сельские жилища, представляющие собой ценнейшие памятники старины, рассказывает о сотворенных словно бы самим небом храмах.
Серо Ханзадян почти всю войну провел на передовой, прошел путь от наводчика до командира минометной роты. Личный военный опыт, способность к широким обобщениям помогли ему в 1972 году создать «Фронтовой дневник» («Три года 291 день») — одно из наиболее значительных произведений в советской военной прозе.

Основанный на записях писателя 1941-1945 гг., «Дневник» привлекает читателя прежде всего своей искренностью. Безыскусные записи автора дневника, бывшего школьного учителя, добровольно ушедшего на фронт, когда ему еще не было 18 лет, с удивительной естественностью воспроизводят психологию поколения, на плечи которого обрушилась главная тяжесть войны и которое сумело под огнем, в крови и лишениях сохранить нравственную чистоту и верность своим убеждениям.
При всей своей добросердечности герои Ханзадяна далеки от «непротивления злу насилием». Они беспощадны к врагу до тех пор, пока он держит в руках оружие. Им родственны убеждения бондаревского генерала Бессонова, решительно сказавшего: «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом, и в этом вижу смысл добра».

В 1955 году писатель опубликовал роман «Земля», герой которого — демобилизованный офицер-артиллерист возвращается с войны на Родину и становится председателем колхоза. Под его руководством крестьяне поднимают воду к заброшенным пустошам плоскогорья и спасают от разорения свое село, пришедшее в упадок. Позднее тема фронтовика, вернувшегося к родному очагу, воплощается в персонажах повести «Жажду — дайте воды». Герои Ханзадяна, которые вели войну во имя жизни и на фронте мечтали о мирном труде и счастье на родной земле, теперь осуществляют свои чаяния.
В этой повести, так же как во «Фронтовом дневнике», как во всем творчестве писателя, отстаиваются высокие идеалы гуманизма.
Любовь к Родине и матери-земле, социально осознанный интернационализм определяют содержание произведений большого армянского советского писателя Серо Ханзадяна.
Глубоки народные корни его творчества.
                                                                                                           Н. С. Голосова

Цитата недели



«Как только я вхожу в библиотеку, я запираю свою дверь и изгоняю таким образом жадность, самолюбие, пьянство и леность и все пороки, которых источником является невежество, плод праздности и меланхолии; я погружаюсь в лоно вечности среди чудных авторов с такою гордостью, с таким чувством самоудовлетворенности, что готов жалеть всех важных и богатых господ, которые непричастны этому счастью». Гейнзиус


МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск