«Грядущему веку о землях отцов…»

Книжная выставка с таким названием предложена вниманию читателей на абонементе центральной библиотеки. Книги этого автора пользуются популярностью у читателей старшего поколения.
Георгий Марков пишет о народе, о том неповторимом времени, свидетелем и участником которого ему выпало стать. У него своеобразный дар передавать словами поэзию природы, красоту и неповторимость, как отдельных человеческих лиц, характеров и судеб, так и самой трепетной действительности. 
 
Он не однажды подчеркивал: «Самый верный, самый поэтический материал для романов мне дали впечатления детства и юности, знание жизни родной деревни и ее обитателей. Я держусь того мнения, что очень важную роль для писателя для его творчества  играют те впечатления, тот жизненный опыт, которые он получил в детстве и юности, та среда, в которой он рос, формировался нравственно и идейно. Ведь изначальные впечатления всегда наиболее памятны».

Книги  Георгия Маркова для спокойного размеренного чтения:
о Сибири, о деревне, о непростой людской жизни, о вечных проблемах и простых истинах.
Читать их сплошное удовольствие.
Попробуйте…


Наталья  Голосова 

Юбилейные даты железнодорожные



1813 год - в Петербургском университете в корпусе инженеров путей сообщения основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта).
1823 год - в Ньюкасле (Англия) построен первый паровозостроительный завод Дж. и Р. Стефонсонами
1828 год - во Франции построены первые железные дороги.
1848 год - в Испании построены первые железные дороги.
1853 год - построены первые железные дороги в Индии.
1863 год - в России начал эксплуатироваться вагон с опрокидывающимся кузовом (думпкар).
1872 год - введено "Положение о сигналах" - первый официальный документ по сигнализации и безопасности движения
В этом же году родился А.В. Щусев, по его проекту построены ж.д. вокзалы в Муроме, Сергаче, Красноуфимске, Шумерле, Керженце; его брат - Павел - в числе авторов проектов виадуков на участке Черная Речка-Красноуфимск.
1878 год - 27.02. (11.03) в Екатеринбург из Перми (497 верст) прибыл первый поезд по Уральской Горнозаводской дороге через Нижний Тагил, которая начала строиться в 1874; регулярное движение было открыто 01(13).10.1878 года; общая стоимость - 34,6 млн. руб. серебром. 65% ушло на земляное полотно; сооружено 46 мостов, 230 водопроводных труб. 1 верста обошлась в 100 000.
1883 год - вышли "Правила содержания и охраны железнодорожных путей"; по этим правилам длина дистанции - 100 верст (1 в. = 1066,8 м), околотка - 18 в главных путях и ветвях или станционных путях; обслуживаемый участок бригадира пути - 6, обходчика - 1,5 версты.
1888 г. - 17(29). 10. на ст. Борки Курско-Харьковско-Азовской ж.д. потерпел крушение царский поезд императора Александра III.
1893 год - началось строительство Великого Сибирского пути (Транссиба) на восток от Урала; первоначальная длина - 6000 верст; сдан в 1903-м (КВЖД).
В тот же год Коломенский завод стал выпускать паровозы серии "Н" по проекту инженера Н.Л. Щукина; с 1912 года они шли с индексом - Нд (1-3-0).
1898 год - стал выходить первый ж.д. журнал "Железнодорожная неделя".
В тот же год введены общие "Правила технической эксплуатации железных дорог".
1908 год - приняты новые стандарты ж.д. рельсов; их четыре: 1а=43,6 кг; 2а=38,4; За=33,4; 4а=30.9; их длина - 10.68 метра.
1913 год - в сети ж.д. Российской империи государственных - 21, частных - 13, в них 18695 паровозов, в том числе 3550 пассажирских; 54% постройки 1900-13 гг.; на 100 верст - 32 паровоза; их суточный пробег - 112 верст; 67% работают на угле; 26% - на нефтяном мазуте.
На тот же год на Московско-Казанской ж.д. (частной) в эксплуатации 2441 верста, в том числе 188 двухпутных; 523 паровоза, 14994 товарных и 536 пассажирских вагонов; ж.д. мастерские - в Москве, Алатыре, Перово: депо - в Москве. Рузаевке, Сасово. Сызрани: крупные мосты через реку Оку у Коломны (проект А.Е. Струве), через Волгу у Сызрани (Н.А. Белелюбского), у Свияжска (Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского, В.И. Березина); два ж.д. училища (в Москве и Рязани), телеграфная школа, больницы в Москве, Перово, Быково. Рязани; рельсы с алапа-евских заводов.
В тот же год стал строиться Казанский вокзал в Москве в честь 50-летия Московско-Рязанской ж.д. (с 1863 года), а с 1891-го Московско-Казанской; проект А.В. Щусева; 1-й этап был закончен в 1926-м; 2-й - в 1940-м.
14(27).05. - Николай II подписал указ об отчуждении земли под строительство двух ж.д. линий: Казань - Екатеринбург и Нижний Новгород - Котельнич; 13.06. документ о строительстве этих линий подписывает министр путей сообщения С.А. Рухлов (он был противником этих проектов). Летом того же года Сергей Николаевич Кемарский, агент по отчуждению земли под железную дорогу, на 3-м участке изысканий (река Бисерть - Бисертский завод - Екатеринбург) изымает землю (за плату); 04.(17).09. - в Екатеринбург прибыла делегация Правления АО "МКЖД" во главе с его председателем Н.К. фон Мекком, в том числе Борис Петрович Белоцерковец - автор проекта и главный инженер строительства.
В тот же год в "Пермской земской неделе" за№33: "К постройке линии Казань - Екатеринбург: "В настоящее время идут усиленные подготовительные работы, и с весны будущего года будет приступлено к работам, сооружение и оборудование предполагается закончить в 1916-17 гг.".
1918 год - в Петрограде в типографии А. А. Ильина вышел первый "Атлас железных дорог России".
26.06 - вышел декрет СНК о национализации железных дорог.
Июль - работы на Казанбургской прекращены из-за начавшейся гражданской войны.
04.09 - АО "МКЖД" национализировано.
16.09 - красными расстреляно шесть инженеров 6-го участка ж.д. линии Казань - Екатеринбург во главе с начальником участка П.П. Филиным.
1923 год - 07.07. собрание в Казани о состоянии Казанбургской ж.д. (недостроенной): эксплуатационная длина 3647 верст, включая Котельническую и Боткинскую линии, а также ранее действующие; на 01.07. паровозов -1253, втом числе "здоровых" - 479, "больных" - 744; 23717 вагонов, из них "больных" - 8160 и "здоровых" - 15557; Казанбургская - 974 версты.
В тот же год началось движение пассажирских поездов из Москвы (через Кузино) в 4 плеча - до Казани, Сарапула, Дружинине; путь в 1609 верст за 91 час 53 минуты; билет от Москвы в жёстком вагоне - 11 р. 80 к.; в мягком - 23.60; детские - 2.95 и 5.90; за 1 фунт (409 г) багажа - 74.25 коп.; до Янаула из Красноуфимска - 2.74 и 5.48, детские - 68,5 коп., за багаж - 1.37: до Бисертского завода - 1.41 и 2.82, детские -35.3 коп; дополнительно - в дело просвещения - до 100 верст - 5 рублей, свыше 200 - 15. Создано АО "Транспечать" (позже "Трансжелдориздат").
1928 год - спроектирован вагон пригородного поезда с кузовом 20,2 метра.
1933 год - учрежден знак "Почетный железнодорожник" для работников советских железных дорог.
СНК за №2673 от 13.12. и приказом НКПС за №7ц от 4.01.1934 г. Пермская ж.д. с управлением в г. Свердловске разделена на Пермскую и Южно-Уральскую; участок Янаул - Красноуфимск остался в составе Пермской ж.д.
15.07. приказом НКПС при Пермской ж.д. образован 6-й вагонный участок (в недавнем прошлом ВЧД-15 ст. Красноуфимск), приказ за № 248 от 14.07.1933 года.
Октябрь - закончено строительство ж.д. поликлиники на ст. Красноуфимск.
1938 год (апрель) - открыт роддом на 10 коек на ст. Красноуфимск по ул. Трактовой (позже переименованной в улицу Ухтомского).
1943 год (08.01) - на 6-м врачебном участке Казанской ж.д. открыт СЭС: по ул. Ухтомского, 35 открыты детские ясли №2, который обслуживают медработники, эвакуированные со ст. Бологое Октябрьской ж.д.
15.04. в газете "Ленинский путь" опубликована телеграмма: "Красноуфимск. Начальнику политотдела 6-го Красноуфимского отделения Казанской железной дороги тов. Ящукову. Прошу передать железнодорожникам Красноуфимского отделения, собравшим 677268 рублей и 533295 рублей облигациями на строительство бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник", мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".
Учреждены нагрудные знаки - "Отличный паровозник", (вагонник, связист и др.).
15.10. в боях на правобережье Днепра погиб Н.Ф. Сухобский, Герой Советского Союза.
1948 год (август) - в паровозном депо организован духовой оркестр; руководитель - Валентин Юзикевич, главный экономист и секретарь ВЛКСМ.
1953 год - лыжная команда депо ст. Красноуфимск заняла первое место среди команд Казанской ж.д.
Август - на перегоне Щучье Озеро - Трун (1344 км. пикет №6) устроено крушение пассажирского поезда № 71 Новосибирск - Москва: погибли машинист паровоза серии "ИС" И.Н. Морозов, его помощник П.Д. Пупышев. кочегар А.К. Субботин; это случилось 2/3 августа; на братской могиле дата 10.08; целью двух злоумышленников был захват денежных средств из багажного вагона; кроме паровозной бригады, погибли лаборантки из Канаша.
1958 год (апрель) - в депо ст. Красноуфимск поступили тепловозы серии ТЭЗ-133; первый грузовой состав от Красноуфимска до Дружинине провели машинисты М.С. Неволин, И.А. Гостюхин и помощник машиниста И.И. Попов.
2008 год (21.05) - официальное открытие нового здания ж.д. поликлиники; рабочая комиссия приняла новый объект 01.04.
1833 год - год рождения Кривошеина Аполлона Константиновича, министра путей сообщения в 1892-94 гг. (8-го с 1862 года).
1863 год - год рождения Николая Карловича фон Мекка, председателя АО "Московско-Казанская ж.д."; при нем в 1914-18 годах строилась линия Казань - Екатеринбург (Казанбургская), которая оценивалась в 75 млн. рублей (серебром).
В этом же году родился первый советский нарком Марк Тимофеевич Елизаров, муж сестры В.И. Ленина-Анны.
1878 год - год рождения третьего наркома Петра Алексеевича Кобзева.
1893 год (22.11)- год рождения Лазаря Моисеевича Кагановича, члена Политбюро ВКП(б); он трижды был наркомом путей сообщения; с ноября 1943-го - Герой Соцтруда.
1903 год - год рождения Бориса Павловича Бещева, министра путей сообщения в течение 29 лет, с 1948 по 1977 год при Сталине, Хрущеве. Брежневе; Герой Соцтруда с 1959 года.
1903 год - в этом году родились начальники Казанской ж.д., в составе которой было с 1936 по 1961 г. 6-е Красноуфимское отделение: Николай Алексеевич Пичугин (3-й по счету), Иван Степанович Ромашов (7-й), Михаил Семенович Егоров.
1923 год - год рождения Михаила Витальевича Васильева, начальника Горьковской ж.д. в 1974 - 81 г. (4-й со времени образования).
1928год – год рождения Анатолия Федоровича Басова, 5-го начальника Горьковской ж.д.
1953 год (04.05)-год рождения Сергея Витальевича Козырева, 11-го начальника Горьковской ж.д. в 2007-09 гг.
1958 год-год рождения Хасяна Ша-рифжановича Зябирова, начальника дороги в 1999-2002
1948 год (30.06) - год рождения Владимира Ивановича Якунина. президента АО "РЖД" с 14.06.2005 года.
Валерий Ганькин
//Городок. – 2013. – 18 янв. (№3). – С. 20-21

Цитата недели

"Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа Улыбайтесь!!!" К/ф "Тот самый  Мюнхгаузен" (1979)

МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск