Многостраничный
и многословесный роман Томаса Вулфа ещё и очень многослоен, и многогранен, автора
волнует широкий спектр проблем. Несмотря на внушительный объём романа, писательский
дар автора не дал мне заскучать на этих 680 страницах текста, и почти не утомил
своим однообразием: описание жизни и быта многочисленных героев,
лирико-философские отступления переплетаясь, делают течение романа эмоционально
насыщенным.
Роман
автобиографичен, но посвящён не одному лицу – Томасу Вулфу, это сага об
Америке, и людях её населяющих. События, описанные в романе, охватывают 30-е
годы 20 века, время, когда в Америке
произошёл тяжёлый экономический кризис, от которого пострадало обычное
население страны. Автор устами главного героя писателя Уэббера размышляет об
Америке, которая «сбилась с пути», «превратилась в нечто безобразное, ужасное»,
которую подобно чуме уничтожает дух стяжательства. В годы кризиса «американская
мечта» для миллионов простых американцев превратилась в «американскую трагедию».
В романе много страниц повествуют о том, что увидел герой на ночных улицах
Нью-Йорка: бездомные бродяги, люди обречённые на нищету, которая так
оскорбительна и унизительна для человеческого достоинства. Тема «двух Америк»: богатых и бедных очень ярко звучит
в романе.
Никак не
ожидала, что американский автор на страницах своего романа усомнится в великой «американской
мечте», подвергнет критике капиталистическое устройство общества, то мироустройство,
когда одни богатеют, превращаясь в бездушных бездельников или пустышек, а
другие в это время живут в ужасающей бедности, и до этого никому нет дела. Вопрос
социальной несправедливости, социального устройства Америки вынесен на одно из
главных мест в романе, а ведь автор не коммунист, а его произведение не
политический памфлет. Это попытка честно и объективно оценить сложившееся в
Америке экономическое и политическое устройство общества, которое и привело к колоссальному
разделению людей на бедных и богатых. Вулф к середине 30-х годов полагал, что
«вся система капитализма на исходе», и он обращал свой взор к «другой системе,
которая не столь неразумна и расточительна». Но прошло уже около 80 лет, а как
мы знаем Америка всё ещё с тем же экономическим устройством живее всех живых. И
стремится своим благоденствием поделиться со всеми желающими и даже не
желающими, а вот государство, с более справедливым устройством (по мнению
Вулфа), просуществовав 70 лет, кануло в небытие.
Помимо
социальных проблем, в романе поднимается тема искусства, творческого труда, места
художника слова в этом мире, его связь с судьбой Америки, автор показывает нам, что слава, как и любовь не
может дать полного счастья художнику.
Роман полон
лирико-философских отступлений автора о жизни, о человеке, о славе и тщеславие,
об Америке, стране которую он безмерно любил, но которая ранила его своими
кричащими контрастами, о лжи, разъедающей американское общество и о бескрайних
возможностях Америки. Эти обширные отступления вроде и банальны, но подкупают
своей откровенностью. И хотя порой мне казалось, что автор уж чересчур туманен,
выспорен и пафосен, а иногда и зануден (надо всё-таки честно признать), но его переживания
за судьбу своей страны покорили меня.
Безусловно,
эпический роман с его широтой и многоплановостью позволяет автору войти в число
лучших романистов Америки.