Матвеева А. Лолотта и другие парижские истории

Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной....
А. Ахматова
В сборник входят 9 историй о Париже. Это очень разные «Парижы»: столица Франции, село в Челябинской области, кафе или жилой комплекс с тем же названием в Екатеринбурге. Очень приятное, и, несмотря на описываемые события светлое и лёгкое чтение. Не хочется пересказывать или анализировать рассказы и повести сборника. Хочется просто поделиться радостью, удовольствием от чтения, отметить свежий, яркий слог и меткие наблюдения автора.

– Его ведь, как вас, звали, Павел Петрович.
– Кого? – не понял Романов.
– Да Бажова! А фамилия у вас – царская. Романов! Получается, именем-отчеством вы сказочник, а по фамилии – царь.
«…каждое техническое устройство рассчитано на определённое количество использований – рано или поздно оно выйдет из строя. Вот и человек устроен так же…».
«Сумасшедшие счастливы просто оттого, что живы. А всем остальным нужны ещё какие-то причины для радости…».
 «… вообще ни о чём не было времени думать. Потому что жизнь согнула меня в кольцо и покатила это кольцо по дороге весело, как играющий ребёнок».
«… все цветы рано или поздно отцветут, срезанные завянут, а нарисованные продадутся».
«И всё-таки самые прекрасные сады – на картинках, а лучшие любовные истории, те, что не рассказаны до конца. Или же вовсе не начаты».
 «Мир стал удобным, как та складная сумка, с которой ходят за покупками экологически грамотные люди – минимум личных контактов, максимум картинок и эмоций за скобками смайлов. До ужаса страшно удобным».
«Человек всегда плачет о себе, даже когда оплакивает ближнего».
«МЕГА», «ИКЕА», «ОБИ» и «АШАН» – то были имена новых свердловских богов, конкурировать с которыми могли только лишь обладатели поистине радужного оптимизма».
«… в ней чувствовалась детская открытость европейцев, которые в отличие от нас, не живут в ожидании пинка или обмана, но просто – живут».
 «Судьба не любит исправлять уже намеченных линий».
«… у славы трудный голос и грубые манеры, она криклива и надоедлива, как торговка из овощных рядов. Жадная, бесцеремонная, ненасытная – но такая при этом желанная, что не снилось и прекраснейшей из женщин».
«Смерть – главное событие в человеческой жизни, но она приходит так буднично и тихо, что иногда её не сразу узнаёшь».
У Анны Матвеевой очень образный язык, от которого получаешь большое наслаждение:
«Все рассаживаются за столом и начинают есть: одни – окрошку с пирогами, другие моё лицо».
«Париж ей в пору, нигде не жмёт, удобно как в тапочках».
«Заплаканная карта» (о карте Челябинской области,  где  много озёр).
Заключительная новелла  сборника «Лолотта»  кроме всего прочего пробудила во мне интерес  к творчеству Амадея Модильяни и Мориса Утрилло, сразу захотелось познакомиться с творчеством художников, полистать альбомы с их картинами.
Девять таких разных историй, рассказанных автором, объединяет, на мой взгляд, одна мысль: жизнь прекрасна несмотря ни на что, живите и не теряйте ни минуты!
                                                                                                                                                 Н. В. Самедова 

Цитата недели

«Бывает ведь, — лицом цветок, а нутром — головёшка чёрная». 
П. П. Бажов Малахитовая шкатулка (сборник) 

Живём здесь и сейчас


В преддверии встречи с Анной Матвеевой (она приезжает в Красноуфимск на творческую встречу 20 февраля) перечитала сборник её рассказов «Девять девяностых» и во второй раз он мне понравился гораздо больше. Книга включает девять новелл о жизни людей с особым мироощущением из разных слоёв общества в Екатеринбурге и в Париже в 90-е годы 20 века. По большому счёту это рассказы о том, что «всяжизньвпереди» (так заканчивается последний рассказ сборника). Общий тон книги, если и нельзя охарактеризовать как  жизнеутверждающий, упадническим тоже не назовёшь, вселенской тоски в нём нет, хотя некоторые рассказы и  вызвали  у меня грусть («Теория заговора», «Умный мальчик»).

Главная героиня  рассказа «Екатеринбург» Ада покоряет  своей целеустремлённостью,  вроде бы совсем ещё девчонка, но она не мечтает, а действует, и жизнь к ней поворачивается нужной стороной. В Екатеринбурге в 90–е годы, как и по всей России: братки, убийства, беспробудное пьянство, разочарование, потерянность, безнадёга, а в Париже жизнь замечательно притягательная.  Ада любит город Париж, и из-за этой любви строит свою жизнь, а если не отступать, идти к своей цели, то всё возможно.
Впечатления героини, полученные в городе своей мечты:
«Ада впервые видела Париж изнутри – вот какой у него оказывается, вкус. Перец и слёзы».
«… парижане в массе своей – ксенофобы и мрачные пессимисты».
«До встречи с Аделем она и не подозревала, что сможет так любить живого человека – а не город из  книг и снов».
Но почему-то в городе своей мечты, во снах Ада каждую ночь видит ничем не примечательный, но такой родной Екатеринбург. «С утра в Екатеринбурге серая от  инея трава – как будто за ночь постарела, пережив тяжёлую весть. Днём она непременно  сбросит десяток лет и снова станет молодой и зелёной, всяжизньвпереди».
Девяностые в России – это ещё и время фантастических перемен, а вот уж в плохую или хорошую сторону – у каждого по-разному. «В каждом из нас уживается множество личностей, и одна берет верх над другими – по ней нас и судят окружающие, она и создает нашу судьбу. «Судьба» – от слова «судить».
                После книги, долгое послевкусие (как принято сегодня говорить) и простое осознание, что жить надо здесь и сейчас, не откладывая на завтра.  Очень образный язык автора,  доставил мне массу удовольствия, заставил  душу вспыхивать от радости.  
 Читайте книги  Анны Матвеевой в библиотеках города, составьте своё мнение о творчестве автора.

Н. В. Самедова



МБУ "ЦБС" городского округа Красноуфимск